Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Строфическая форма мухаммас в азербайджанской лирике ХХ века

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-21-76-84

EDN: JJDWLN

Аннотация

В азербайджанской литературе начала ХХ века создавались мухаммасы, которые отличались поисками новых форм и широтой проблематики. К примеру, мухаммас Сабира начинался с бейта (двустишия) тарджи, который повторялся в конце каждой строфы. Подобный приём повторяли впоследствии многие другие поэты. Есть и другие особенности мухаммасов указанного периода: тематика в целом охватывала лирико-поэтические, патриотические, общественно-политические, философские, религиозные жанры. Патриотические мухаммасы включали в себя описание красот природы, храбрости защитников родины, порывов тех, кто стремился к прогрессу страны, к её свободе. Возросло число сатирических мухаммасов. На классические стихи писались тахмисы (подражания), в том числе на газели Физули. В начале XX века в Азербайджане, как и в других местах Российской империи, среди населения растёт политическая активность. Известный поэт Мухаммед Хади писал в своих мухаммасах о необходимости завоевания свободы. Ведь только свободный народ может достичь истинного прогресса и процветания. В советское время ряд поэтов продолжали писать свои стихи в классическом стиле. Такие поэты, как Байрамали Аббасзаде Хаммал, Мамед Сеид Ордубади, Али Назми, Микаил Рафили, Али Назим, Сулейман Рустам, Микаил Мушфиг восхваляли в своих мухаммасах родную землю, в то же время не забывали отметить роль Коммунистической партии в процветании страны. Немало стихов было посвящено международным событиям, критике империализма. В период Второй мировой войны Алиага Вахид в своих мухаммасах предрекал немецкому фашизму неминуемое поражение, выражал восхищение героизмом советских солдат. Во второй половине и в конце XX века в азербайджанской поэзии растёт число мухаммасов на религиозную тему. Ряд поэтов перешли от написания стихов в классическом стиле назм к жанру мухаммас.

Об авторе

Н. Б. Мустафаева
Институт рукописей им. М. Физули Национальной академии наук Азербайджана (ИР НАНА)
Азербайджан

Мустафаева Наиля Балабек кызы, кандидат филологических наук, доцент, зав. отделом научных фондов

AZ1001, Азербайджанская Республика, г. Баку, ул. Независимости, 30



Список литературы

1. Мамаи Мамо бек. Стихотворения. Баку: Наука и образование, 2016. 210 с.

2. Джафароглу Ахмед. Избранные произведения. Баку: Изд-во «Мутарджим», 2008. 408 с.

3. Хади Мухаммед. Избранные произведения: в 2 т. Баку: Эльм, 1979. Т. 1. 470 с.

4. Мушфик Микаил. Избранные произведения. Баку, 2013. 596 с.

5. Назми Али. Избранные произведения. Баку: Изд-во «Писатель», 1979. 361 с.

6. Сарбанди Кямиль. Масло наше, выжарки ваши. Баку: Изд-во «Нафта Пресс», 2008. 404 с.

7. Бузовнинский Гаджи Ариф. Мой Хазар. Баку: Изд-во «Ганун», 2009. 304 с.

8. Везирова Фарида. Мамед Саид Ордубади. Баку: Изд-во «Гянджлик», 1970. 122 с.

9. Ордубади Мамед Саид. Избранные стихи и рассказы. Баку: Изд-во «Азернешр», 1951. 183 с.

10. Шейда Наджафгулу бек. Стихотворения. Баку: Изд-во «Нурлан», 2006. 158 с.

11. Джаббарлы Дж. Произведения: в 4 т. Баку: Восток-Запад, 2005. Т. 1. 328 с.

12. Муасир Гаджи Мирсалам. Сказанное остаётся в памяти. Баку: Изд-во MBM, 2012. 568 с.

13. Гаджи Ариф Бузовналы. Избранные произведения. Баку, 2014.

14. Тахир Ибрагим Мусаев. Произведения. Баку: Наука и образование, 2012. 633 с.


Рецензия

Для цитирования:


Мустафаева Н.Б. Строфическая форма мухаммас в азербайджанской лирике ХХ века. Неофилология. 2020;6(21):76-84. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-21-76-84. EDN: JJDWLN

For citation:


Mustafayeva N.B. Stanza form of mukhammas in Azerbaijan lyrics in 20th century. Neophilology. 2020;6(21):76-84. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-21-76-84. EDN: JJDWLN

Просмотров: 44


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)