Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Тотемный символ, персонаж русских сказок – медведь

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-21-164-169

EDN: DNGHVT

Аннотация

В данном исследовании речь идёт о древнейшей символике медведя в русских народных сказках, проводится анализ антропоцентризма образа медведя в этих сказках, приводятся результаты исследования медведя как тотемного символа, персонажа русских сказок, предпринята попытка доказать культовую значимость медведя для социума всего древнего славянского этноса и его статус старейшины древней славянской родовой семьи. В древности люди верили в существование родственной связи между человеком и медведем, так как своим поведением и внешним видом медведь напоминал человека больше других представителей животного мира (ведь славяне не были знакомы с приматами, как в Древней Индии): по народным поверьям, медведь любит и нянчит своих детей, питается той же едой, что и человек, у него нет хвоста, как у других зверей; он ходит на задних лапах и может плясать, поэтому в сказках ему отводится роль помещика и защитника. Однако во многих сказках бывает обманут, потому что медведь – хозяин, царь леса, поэтому его ассоциируют с начальником и помещиком, а по русским народным представлениям, начальник, по сути – глупее простого мужика.

Об авторе

К. Сиссе
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
Россия

Сиссе Кумба, аспирантка, кафедра славянской филологии филологического факультета

394018, Российская Федерация, г. Воронеж, Университетская пл., 1



Список литературы

1. Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино. М., 1935. 128 с.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М., 2009. 3423 с.

3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М., 1986. Т. 2.

4. Мадлевская Е.Л. Русская мифология. Энциклопедия. М., 2007. 413 с.

5. Кошкарова Ю.А. К вопросу о взаимосвязи образов медведя и лешего в русской народной традиции // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2009. № 9 (64). C. 97-102.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 1968. 345 с.

7. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: в 3 т. Москва; Ленинград: Наука, 1984.

8. Химик В.В. Коммуникативно-речевые идеалы современного чиновника // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: сб. науч. тр. 5 Междунар. науч.-практ. конф. CПб., 2010. С. 45-48.

9. Пузырёв А.В. Образы волка, лисы и медведя в русских народных сказках как проявление генетической памяти // Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты: материалы 8 Междунар. науч. конф. М., 2008. 236 с.


Рецензия

Для цитирования:


Сиссе К. Тотемный символ, персонаж русских сказок – медведь. Неофилология. 2020;6(21):164-169. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-21-164-169. EDN: DNGHVT

For citation:


Cisse C. Totemic symbol, character of Russian tales – bear. Neophilology. 2020;6(21):164-169. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-21-164-169. EDN: DNGHVT

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)