Полное и уменьшительное имя героини в прозе А.С. Пушкина
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-22-294-301
EDN: DHZUHG
Аннотация
Рассмотрено, каким принципом руководствуется А.С. Пушкин, выбирая для называния героинь своих прозаических произведений уменьшительную форму имени или же имя-отчество. В силу изменения этикетных норм и канонов, современный читатель уже не улавливает смыслов, связанных для читателей пушкинской эпохи с той или иной формой имени. По этой причине данное исследование предваряет объёмная вводная часть, посвящённая этикетным нормам первой половины XIX века; при работе над ней мы опирались как на труды историков, так и на художественные произведения. Объектом данного исследования явились повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и «Метель» (входящие в цикл «Повести Белкина») и роман «Дубровский». В ходе исследования сделан вывод о том, что выбор автором формы имени героини не случаен и зависит от целого ряда причин, к которым относятся: речевая ситуация, изображаемая в определённом эпизоде произведения; психологическое состояние персонажа, а также его взаимоотношения с другими героями произведения; восприятие героя глазами автора или другого персонажа.
Об авторе
Т. А. ВороноваРоссия
Воронова Татьяна Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации
394026, Российская Федерация, г. Воронеж, Московский пр-т, 14
Список литературы
1. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. URL: http://www.booksite.ru (дата обращения: 19.11.2019).
2. Шокарева А. Дворянская семья: культура общения. Русское столичное дворянство первой половины XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 304 с.
3. Ковалева Т.В. Речевой этикет в культурной традиции русского дворянского общества XIX века. URL: http://www.intelros.ru (дата обращения: 20.11.2019).
4. Пушкин А.С. Дубровский. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984. 112 с.
5. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. URL: http://www.az.lib.ru (дата обращения: 20.11.2019).
6. Толстой А.Н. Детство Никиты // Толстой А.Н. Повести и рассказы. М.: Худож. лит., 1985. С. 158-242.
7. Островский А.Н. Бесприданница. URL: http://www.az.lib.ru (дата обращения: 15.12.2019).
8. Головкина И.В. Лебединая песнь. URL: http://www.azbyka.ru (дата обращения: 19.11.2019).
9. Остин Дж. Эмма. СПб.: Изд. Дом «Азбука-классика», 2007. 544 с.
10. Толстой Л.Н. Война и мир. URL: http://www.az.lib.ru (дата обращения: 15.12.2019).
11. Пушкин А.С. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. Барнаул: Алтай. кн. изд-во, 1968. 134 с.
12. Лаврентьева Е.В. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет. URL: http://www. litresp.ru (дата обращения: 20.11.2019).
13. Бокова В.М. «Отроку благочестие блюсти…» Как наставляли дворянских детей. URL: http://www. litmir.me (дата обращения: 19.11.2019).
14. Михайлова М.В. Пушкин и три Маши [Аудиозапись лекции]. URL: http://www.predanie.ru (дата обращения: 15.12.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Воронова Т.А. Полное и уменьшительное имя героини в прозе А.С. Пушкина. Неофилология. 2020;6(22):294-301. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-22-294-301. EDN: DHZUHG
For citation:
Voronova T.A. Full and diminutive name of the heroine in A.S. Pushkin’s prose. Neophilology. 2020;6(22):294-301. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-22-294-301. EDN: DHZUHG