Полифоническая соборность точек зрения в «поэтике композиции» Б.А. Успенского
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-22-385-392
EDN: FKAUAH
Аннотация
Рассмотрены проблемы композиции художественного текста на материале художественных текстов Б.А. Успенского. Доказано, что в качестве композиционной возможности в построении произведения могут выступать одна или множество точек зрения, с которых ведётся повествование в художественном произведении, на понятие «полифоническая соборность», то есть находит выражение как «внутренняя» (по отношению к произведению), так и «внешняя» точки зрения на то, как понимается и определяется точка зрения о соборности в самом тексте. Соборность является одной из основных характеристик русского национального духа, которая оказывает глубокое влияние не только на творческие мысли русских писателей, но и на мышление русских теоретиков при построении литературных теорий. Обосновывается, что поэтика композиции Б.А. Успенского является продолжением и развитием теории М.М. Бахтина, что полифония М.М. Бахтина является только одной из составляющих во взаимоотношениях различных точек зрения в идеологическом плане. В понимании Б.А. Успенского, композиция художественного текста представляет собой многомерное пространственное «свободное и органическое единство», состоящее из многоплановых точек зрения, обладающих как своей относительной независимостью, так и взаимосвязанных между собой.
Об авторе
Юеэ ГуаньКитай
Гуань Юеэ, доцент кафедры русского языка и литературы, Институт иностранных языков
г. Нанкин, Китайская Народная Республика
Список литературы
1. Хоружий С.С. Алексей Хомяков: учение о соборности и церкви // Богословские труды. Сборник 37. М.: Издательский совет русской православной церкви, 2002.
2. Колесов В.В. Жизнь происходит от слова… СПб.: Златоуст, 2015.
3. Хомяков А.С. Письмо к редактору «L’Union Chretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный» по поводу речи отца Гагарина, иезуита // Хомяков А.С. Полн. собр. соч.: в 8 т. М.: Университетская типография, 1886. Т. 2. С. 319-328.
4. Лосский Н.О. История русской философии. СПб.: Азбука, 2018.
5. 黑格尔. 历史哲学. 上海:上海书店出版社,2001.
6. Горелов А.А. А.С. Хомяков: учение о соборности и русская община // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 2. С. 78-97.
7. 张杰. 陀思妥耶夫斯基小说创作艺术的“聚和性”.《外国文学研究》. 2010. № 5. С. 73-78.
8. Миненков Г.Я. Соборность // Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. С. 630.
9. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1995.
10. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. СПб.: Азбука, 2017.
11. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 348 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гуань Ю. Полифоническая соборность точек зрения в «поэтике композиции» Б.А. Успенского. Неофилология. 2020;6(22):385-392. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-22-385-392. EDN: FKAUAH
For citation:
Guan Yu. Polyphonic collegiality of points of view in the “poetic composition” by B.A. Uspenskiy. Neophilology. 2020;6(22):385-392. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-22-385-392. EDN: FKAUAH