Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Интермедиальные контексты мотива герба в лирике Виктора Кривулина

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-18-193-201

EDN: ZTQTKH

Аннотация

Хотя тема геральдики не принадлежит к магистральным темам лирики Виктора Кривулина, она показательна для его поэтических размышлений о соотношении самоосмысления российской власти, динамики развития русского искусства и судьбы частного человека. Стихи В. Кривулина, в которых герб выступает в качестве лирического мотива, примыкают к многочисленным экфрасисам поэта, и маргинальность темы в его лирическом мире вскрывает некоторые механизмы работы этого типа экфрасиса. Герб выступает одновременно как репрезентация власти и артефакт или изображение, зависимое от общего развития мирового искусства и от специфики отношений власти с искусством. Поэтому подчеркивание в гербе таких аспектов, как коллекционность, провокативность, экзотичность, соотносит стихи В. Кривулина о гербах с его экфрасисами, посвященными пребыванию искусства в Петербурге, сложной судьбе артефактов, в перипетиях истории. В лирической геральдике В. Кривулина можно проследить и влияние визуальной семиотики Тартуско-мос-ковской семиотической школы, прежде всего, в понимании единства материала, формы, перспективного видения и условных символов герба, что сразу напоминает о методике анализа иконописи как манифестации духовного авторитета в отечественном структурализме. Но при этом В. Кривулин дает достаточно маркеров, отличающих герб от произведений изобразительного искусства и тем самым показывающих кризисный статус искусства в ХХ веке. Также можно отметить, что гербы эти не условны, всегда можно найти реальные прототипы этих гербов, и тем самым их функция оказывается исторической привязкой лирического сюжета к историческому. Близкое чтение данных стихов позволяет уточнить соотношение экфрасиса и исторических размышлений в лирике В. Кривулина, парадоксальность и динамизм этого соотношения, и тем самым определить с новой стороны сочетание глубоко меланхолического лирического и сатирического, почти соц-артовского начал в его поэзии.

Об авторе

А. В. Марков
ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Россия

Марков Александр Викторович, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры кино и современного искусства

125993, Российская Федерация, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, 6



Список литературы

1. Житенев А.А. Виктор Кривулин как теоретик «неофициальной» культуры (1976–1984) // TextOnly. 2014. № 41. URL: http://textonly.ru/case/?issue=41&article=38795 (дата обращения: 12.02.2019).

2. Walker C.B. The spirit(s) of the Leningrad underground: Viktor Krivulin's communion with Russian modernism // The Slavic and East European Journal. 1999. Vol. 43. № 4. P. 674-698.

3. Марков А.В. Пальмы Сиона: 42 этюда об экфрасисе в поэзии. М.: Издательские решения, 2017. 166 с.

4. Von Zitzewitz J. Poetry and the Leningrad Religious-Philosophical Seminar 1976–1980: Music for a Deaf Age. Oxford: Legenda/MHRA and Routledge, 2016. 234 p.

5. Кривулин В.Б. Петербургская спиритуальная лирика вчера и сегодня (К истории неофициальной поэзии Ленинграда 60–80-х годов) // История ленинградской неподцензурной литературы: 1950–1980-е гг.: сб. ст. / сост. Б.И. Иванов, Б.А. Рогинский. СПб., 2000. С. 99-101.

6. Седакова О.А. Очерки другой поэзии. Очерк первый: Виктор Кривулин // Седакова О. Проза / сост. А. Великановой. М.: Эн Эф Кью / Ту Принт, 2001. С. 684-705.

7. Иванов Б. Виктор Кривулин – поэт российского ренессанса // Петербургская поэзия в лицах / cост. Б. Иванов. М., 2011. С. 293-368.

8. Кукулин И.В. Фотография внутренностей кофейной чашки // Новое литературное обозрение. 2002. № 54. С. 262-282.

9. Успенский Б.А. Historia sub specie semioticae (1974) // Успенский Б.А. Избранные труды, том I. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. C. 71-82.

10. Лотман Ю.М. Изъявление Господне или азартная игра // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Изд-во «Гнозис», 1994. С. 353-363.

11. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 360 с.

12. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство–СПб, 1994. 580 с.

13. Кривулин В.Б. Болезнь как фактор поэтики Анненского // Иннокентий Анненский и русская культура XX века: cб. науч. тр. СПб.: АО АРСИС, 1996. С. 105-109.

14. Эко У. Эволюция средневековой эстетики / пер. с итал. СПб.: Азбука-Классика, 2004. 288 с.

15. Беневич Г.И. Об одной «журналистской» пост-элегии Виктора Кривулина // TextOnly. 2017. № 46. URL: http://textonly.ru/case/?issue=46&article=39029 (дата обращения: 12.02.2019)

16. Тета Е. Виктор Кривулин: поэзия традиции и новизны // Гефтер.ру. 2013. 18 июня. URL: http:// gefter.ru/archive/9082 (дата обращения: 12.02.2019)

17. Кривулин В.Б. Заметки с парохода современности // Русский журнал. 1998. 11 авг. URL: http://old. russ.ru/journal/ist_sovr/98-08-11/krivul.htm (дата обращения: 12.02.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Марков А.В. Интермедиальные контексты мотива герба в лирике Виктора Кривулина. Неофилология. 2019;5(18):193-201. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-18-193-201. EDN: ZTQTKH

For citation:


Markov A.V. Intermedial contexts of the coat of arms motif in lyrical poetry by Viktor Krivulin. Neophilology. 2019;5(18):193-201. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-18-193-201. EDN: ZTQTKH

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)