Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Жанровый диапазон документально-художественного романа «новой деловитости» и проблема познания

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-20-502-509

EDN: TTXQAR

Аннотация

Посвящено классификации жанровых модификаций художественно-документальных романов «новой деловитости»: роман-«отчёт», «роман факта» и роман – документально-художественный монтаж. Предложенная классификация основана на различном характере взаимодействия нарратива и документа в этих типах романов. В романе-«отчёте» повествование ведётся с точки зрения наблюдателя, художественный текст предстаёт как свидетельство, документ эпохи. В основе «романа факта» лежат реальные документы, которые частично или полностью интегрируются в художественное целое. В романе-монтаже фрагменты документального материала и нарратив соединяются друг с другом ассоциативно, в результате чего выстраивается фрагментарный образ мира. Проанализированы романы конца 1920 – начала 1930-х гг. Й. Рота, А. Дёблина, Э. Оттвальта, Э. Регера, Р. Бруннграбера и Э. Кеппена. Обоснована концепция о том, что особое значение в документально-художественных романах «новой деловитости» приобретает проблема познания. С одной стороны, перед читателем предстает герой, пытающийся познать изменившуюся социальную реальность. С другой стороны, документально-художественные романы «новой деловитости» требуют особого прочтения: они призваны активизировать читательское восприятие, научить читателя воссоздавать целостную картину действительности на основе сопоставления различных способов её изображения: нарратива, свидетельств и документов. 

Об авторе

О. А. Дронова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Дронова Ольга Александровна, доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка как иностранного

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Каспэ И.М. Вместо доверия: «работа с документами» в русской литературе 2000-х // Статус документа: окончательная бумажка или отчужденное свидетельство: сб. ст. / под ред. И.М. Каспэ. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 267-297.

2. Крылов В.Н. Споры о документе, факте, вымысле и плагиате в литературе в начале ХХ века // Филология и культура. 2018. № 3 (53). С. 162-168.

3. Местергази Е.Г. О термине «документальная литература» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 11 (55). С. 174-177.

4. Шаламов В.Т. Несколько моих жизней. Проза. Поэзия. Эссе. М.: Республика, 1998. 479 с.

5. Туровская М.И. На границе искусств: Брехт и кино. М.: Искусство, 1984. 255 с.

6. Явчуновский Я.И. Документальные жанры. Образ, жанр, структура произведения. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1974. 231 с.

7. Döblin A. Schriften zur Ästhetik, Poetik und Literatur. Frankfurt a/M.: Fischer Verlag, 2013. 638 S.

8. Дронова О.А. Концепция «литературы для использования» и проблема читательской рецепции в художественном дискурсе «новой деловитости» // Книга в современном мире: проблемы рецепции: материалы Междунар. науч. конф. / науч. ред. Т.А. Тернова. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2018. С. 89-96.

9. Roth J. Die Rebellion. Frühe Romane. Berlin; Weimar: Aufbau Verlag, 1984. 702 S.

10. Glaeser E. Jahrgang 1902. Göttingen: Wallstein Verlag, 2014. 390 S.

11. Reger E. Union der festen Hand. Roman einer Entwicklung. Berlin: Aragon, 1991. 677 S.

12. Heizmann J. Joseph Roth und die Ästhetik der Neuen Sachlichkeit. Heidelberg: Mattes Verlag, 1990. 165 S.

13. Wilde R. Beobachtet oder gedichtet? Joseph Roths Roman “Die Flucht ohne Ende“ // Neue Sachlichkeit im Roman. Neue Interpretationen zum Roman der Weimarer Republik / hrsg. von S. Becker, C. Weiß. Stuttgart, Weimar: Metzler, 1995. S. 27-48.

14. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. Тотальная мобилизация. О боли / пер. с нем. А.В. Михайлова. СПб.: Наука, 2000. 539 с.

15. Brentano B. Über die Darstellung von Zuständen [1929] // Neue Sachlichkeit. Bd. 2. Quellen und Dokumente / hrsg. von S. Becker. Köln; Weimar; Wien: Böhlau, 2000. S. 156-159.

16. Дёблин А. Берлин – Александерплац. Повесть о Франце Биберкопфе / пер. с нем. Г.А. Зуккау. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1961. 535 с.

17. Döblin A. Berlin Alexanderplatz. Die Geschichte vom Franz Biberkopf. München: Deutsches Taschenbuch Verlag, 2003. 455 S.

18. Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Исследования и разборы. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. 904 с.


Рецензия

Для цитирования:


Дронова О.А. Жанровый диапазон документально-художественного романа «новой деловитости» и проблема познания. Неофилология. 2019;5(20):502-509. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-20-502-509. EDN: TTXQAR

For citation:


Dronova O.A. The genres of documentary novel of the “Neue Sachlichkeit” and the problem of cognition. Neophilology. 2019;5(20):502-509. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-20-502-509. EDN: TTXQAR

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)