Константы мировоззренческого поведения в народной языковой культуре
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-20-436-446
EDN: fwpcqe
Аннотация
Цель исследования – выявление и семантический анализ специфической терминосистемы народного православия с позиций русской диалектологии и этнической лингвистики. Обоснована и доказана гипотеза, что идеи Г.П. Федотова о «реакции» русских духовных стихов на категории христианского богословия не устарели; их можно фиксировать не только в различных типах фольклорного и бытового текста, но и развить на лексическом материале русских народных говоров. Новизна подхода к выделению констант мировоззренческого характера в народном языке обусловлена материалом исследования: им стали диалектные лексические единицы, связанные с вероубеждением традиционного крестьянского населения России. При этом представлены не только данные словарей, но и уникальные данные регионального словаря народного православия, собранного автором на территории современной Тамбовской области. Прослежена своеобразная народная философия словотворчества: выявлены семантические категории ментальной духовности, обусловившие индивидуальность и разделы лексики религиозной сферы; доказано их влияние на формирование диалектных данных, их обобщение в единую систему народной церковной лексики. В результате раскрыты возможности применения этнолингвистической семиотики для описания лексики веры и церкви. Предложенный категориальный подход может стать универсальным сценарием описания, охватывающим диалектный лексический корпус терминосистемы православия.
Об авторе
С. Ю. ДубровинаРоссия
Дубровина Светлана Юрьевна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка.
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М.: Агентство ФАИР, 1998. 352 с.
2. Скляревская Г.Н. Лексика современного русского православия. Толково-энциклопедический словарь. СПб.: Контраст, 2016. 688 с.
3. Алексеева М.О. Когнитивные аспекты изучения терминологии русского православия // Известия Рос-сийского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 119. С. 197-202.
4. Киквидзе И.Д. Сопоставительная теолингвистика: предмет и цели исследования // Политическая лин-гвистика. 2018. № 2 (68). С. 115-118.
5. Кожевникова И.Н. Этнолингвистика как один из современных подходов к изучению диалектной лексики // Текст как единица филологической интерпретации: сб. ст. 4 Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Курулёнок. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2014. С. 161-164.
6. Березович Е.Л. Русская лексика на общеславянском фоне: семантико-мотивационная реконструкция. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2014. 488 с.
7. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славян-ских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: в 3 т. Т. 1–3. М.: Индрик, 1994.
8. Веселовский А. Разыскания в области русского духовного стиха // Сб. Отд. рус. яз. и словес. Академии наук. Спб., 1883. Т. 32. № 4.
9. Кирпичников А.И. Успение Богородицы в легенде и в искусстве. Одесса: Тип. А. Шульце, 1888. 59 с.
10. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Ч. 1-2. М.: Сов. Россия, 1990.
11. Федотов Г.П. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. М.: Прогресс; Гнозис, 1991. 192 с.
12. Вендина Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм). М.: Ин-дрик, 1998. 240 с.
13. Памятники южновеликорусского наречия: челобитья и расспросные речи / отв. ред. В.П. Вомпер-ский. М.: Наука, 1993. 234 с.
14. Лосский Н.О. Характер русского народа: в 2 кн. Кн. 1. (Репринтное воспроизведение издания 1957 года). М.: Ключ, 1990.
15. Орехов Д. Русские святые и подвижники XX столетия. СПб.: ИД Невский проспект, 2001. 256 с.
16. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Изд. группа «Прогресс»; «Уни-верс», 1994.
17. Фольклор Приангарья начала XX века (предисл. и публ. В.В. Запорожец) // Живая старина. 2000. № 2 (26). С. 45-48.
18. Филатова В.Ф. Акциональная церковная лексика в составе обрядовой (на материале говоров восточной части Воронежской области) // Лексический атлас русских народных говоров. 1995: Материалы и исследования / отв. ред. И.А. Попов. СПб.: Ин-т лингв. исслед. РАН, 1998. С. 80-84.
19. Эрдейи Ж. Исторические проблемы архаических народных молитв // Живая старина. 1999. № 2 (22). С. 12-13.
20. Шеваренкова Ю.М. Дивеевские легенды // Живая старина. 1999. № 2. С. 25-27.
21. Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Успенский Б.А. Избранные труды. М.: Гнозис, 1994. Т. 1. С. 219-254.
22. Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. Н.И. Толстого. М.: Межд. отн-я, 1995. Т. 1: (А–Г). 584 с.
23. Левкиевская Е.Е. Православие глазами севернорусского крестьянина // Российский православный университет ап. Иоанна Богослова. Ученые записки. М., 1998. Вып. 4. С. 90-111.
24. Толстой Н.И. Несколько слов о новой серии и книге Г.П. Федотова «Стихи духовные»; вступ. ст. // Федотов Г.П. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. М.: Прогресс, Гнозис, 1991. С. 5-9.
Рецензия
Для цитирования:
Дубровина С.Ю. Константы мировоззренческого поведения в народной языковой культуре. Неофилология. 2019;5(20):436-446. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-20-436-446. EDN: fwpcqe
For citation:
Dubrovina S.J. Worldview constants in the culture of people’s language. Neophilology. 2019;5(20):436-446. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-20-436-446. EDN: fwpcqe