Preview

Неофилология

Расширенный поиск

ОТ ДЬЯБЛЕРИИ К «ОПЕРЕТКЕ»: МУЗЫКАЛЬНЫЙ БУФФ И ПРИЕМЫ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В РОМАНЕ-МИСТЕРИИ М.А. БУЛГАКОВА «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»

Аннотация

Проанализированы театрально-жанровые источники романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: мистерия, дьяблерия, зингшпиль, оперетта, буфф. Исследуется музыкальная партитура текста. Описаны стилистические приемы искажения языка: ономатопея, какофония, анаграмма, парономазия, синкопа, апокопа. Рамки культурных клинаменов определены как инициация в смерть и возрождение. Религиозно-духовное воздействие произведения на читателя трактовано как психотерапевтическое оздоровление. Рассмотрено символистское «миропонимание». Использованы отсылки к знаковой системе Таро, к текстам Ф. Рабле и русских футуристов (В.В. Маяковского, В.В. Хлебникова, А.Е. Крученых). Раскрыты игровые возможности модернистской прозы.

Об авторе

Владимир Викторович Колчанов
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия


Список литературы

1. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в ХVII-ХХ вв. М.: Изд. Совет Русской православной церкви, 2003.

2. Ужанков А. Коту под хвост // Литературная газета. 2006. № 11-12.

3. Сисикин В. Дионисов мастер // Подъем. 1989. № 3. С. 135-143.

4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Эксмо, 2014.

5. Белкин А.А. Скоморохи в русском обществе // Белкин А.А. Русские скоморохи. М.: Наука, 1975. С. 53-109.

6. Асеев Б.Н. Русский драматический театр ХVII-ХVIII вв. М.: Искусство, 1958.

7. Зингшпиль. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%97%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%88%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D1%8C (дата обращения: 20.12.2016).

8. Орелович А.А. Оперетта // Большая советская энциклопедия: в 30 т. М.: Сов. энциклопедия, 1970-1978. Т. 18. С. 424-425.

9. Булгаков М.А. Собрание сочинений: в 10 т. М.: Голос, 1995. Т. 4. В дальнейшем текст цитируется по этому изданию.

10. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985.

11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1989-1991. Т. 1.

12. Богомолов Н.А. «Дыр бул щыл» в контексте эпохи // Богомолов Н.А. Вокруг «Серебряного века»: статьи и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 360-378.

13. Колчанов В.В. Между мистерией и буфф: повесть М.А. Булгакова «Роковые яйца» в свете театральных модернистских жанров первой трети ХХ в. // Вестник Тамбовского университета. Серия Филологические науки и культурология. Тамбов, 2016. Вып. 2 (6). С. 53-65.

14. Дон-Аминадо. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%90%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%BE (дата обращения: 20.12.2016).

15. Декоммунизация: враги народа и их преступления. URL: http://argumentua.com/stati/dek-komunizatsiya-vragi-naroda-i-ikh-prestupleniya (дата обращения: 20.12.2016).

16. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. М.: РГГУ, 1997.

17. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М.: Правда, 1991.


Рецензия

Для цитирования:


Колчанов В.В. ОТ ДЬЯБЛЕРИИ К «ОПЕРЕТКЕ»: МУЗЫКАЛЬНЫЙ БУФФ И ПРИЕМЫ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В РОМАНЕ-МИСТЕРИИ М.А. БУЛГАКОВА «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ». Неофилология. 2017;3(1):41-54.

For citation:


Kolchanov V.V. FROM DIABLERIA TO OPERETTA: MUSICAL BUFFO AND METHODS OF NEURO-LINGUISTIC PROGRAMMING IN MYSTERY NOVEL OF M.A. BULGAKOV “THE WHITE GUARD”. Neophilology. 2017;3(1):41-54. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)