Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Нaррaтoр и aвтoрскaя пoзиция в худoжeствeннoй прoзe

Аннотация

Термин «повествователь» используется иногда как понятие функциональное, то есть как обозначение носителя повествовательной функции. Это актуально для тех ситуаций, где констатируется, что повествователем может быть автор или рассказчик. Это значит, что как повествующая инстанция может выступать и сам автор (что в корне расходится с нашей концепцией изображаемости повествования). Термин «рассказчик» чаще всего обозначает инстанцию более или менее «субъективную», личную, совпадающую с одним из персонажей или принадлежащую миру повествуемых событий. В отличие от стилистически нейтрального «повествователя» «рассказчик» характеризуется некоторым специфическим, маркированным языковым обликом. В мировой прозе есть метод, когда автор находится в единой целостности с писателем, повествователем или рассказчиком. Данный метод используется в повести «Шұғаның белгісі» писателя-классика Б. Майлина, стоявшего у истоков национальной прозы. В повести, впервые опубликованной в журнале «Садақ» казахской молодежи, обучавшейся в Уфимском медресе «Ғалия», повествование также начинает писатель-описатель. Однако имя автора в произведении не называется, поэтому мы можем смело отнести его к категории «описателей» или «повествователей». В повести «Кипчакской девушки» ситуация обстоит иначе. В связи с этим придется обратиться к вопросу «авторского образа» в художественном произведении. Рассмотрена целостность нарратора-персонажа в художественной прозе через анализ повести М. Магауина «Кипчакская девушка». Понятие автора-нарратора-персонажа в художественной прозе проанализировано на основании ученых-литературоведов.

Об авторе

Жулдызай Калыбековна Кишкенбаева
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Россия


Список литературы

1. Мaғaуин М. Қыпшaқ aруы. Aлмaты: Aтaмұрa, 2007. 256 б.

2. Мaғaуин М. «Қaзіргі қaзaқ прoзaсы: «Қыпшaқ aруы» // Жұлдыз. 2015. № 2. 115 б.

3. Бaйтұрсынoв A. Әдeбиeт тaнытқыш. Aлмaты: Aтaмұрa, 2003. Б. 56-87.

4. Винoгрaдoв В.В. O теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. 240 с.

5. Сoкoлoв A.Н. Тeoрия стиля. М.: Изд-вo «Искусствo», 1968. 224 с.

6. Бaхтин М.М. Фoрмы врeмeни и хрoнoтoпa в рoмaнe. Oчeрки пo истoричeскoй пoэтикe. М.: Худoжeствeннaя литeрaтурa, 1975. 504 с.

7. Шмид В. Нaррaтaлoгия. М.: Язык слaвянскoй культуры, 2003. 312 с.

8. Eсeмбeкoв Т. Көркeм мәтінді тaлдaу нeгіздeрі. Aлмaты: Қaзaқ унивeрситeті, 2009. 78 б.

9. Диeгeзис. URL: http://www.philol.msu.ru/~te- zaurus/docs/3/dictionary.php?label=%C4&word=%C4%E8%E5%E3%E5%E7%E8%F1 (дата обращения: 12.11.2016).

10. Кішкeнбaeвa Ж. М. Мaғaуиннің «Қыпшaқ aруы пoвeсіндeгі» нaррaтoр жәнe кeйіпкeр // Материалы Международного конгресса фольклористов. Астана: EНУ, 2015. С. 256-262.


Рецензия

Для цитирования:


Кишкенбаева Ж.К. Нaррaтoр и aвтoрскaя пoзиция в худoжeствeннoй прoзe. Неофилология. 2017;3(2):56-63.

For citation:


Kishkenbayeva Zh.K. NARRATOR AND AUTHOR’S POSITION IN FICTION. Neophilology. 2017;3(2):56-63. (In Russ.)

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)