Зоометафора как способ восприятия новой коронавирусной инфекции COVID-19
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-1-43-53
Аннотация
Проанализировано восприятие новой коронавирусной инфекции COVID-19 через анималистическую (зоо) метафору представителями студенческой молодёжи. Проведён ассоциативный эксперимент с целью выявления анималистических метафорических моделей «Коронавирус – это …». Проанализирована тематика полученных метафор; предложена авторская классификация метафорических моделей со сферой-источником «животные»; осмыслено психологическое воздействие коронавируса на индивида. Результаты эксперимента интерпретированы на основе феноменологического подхода с применением методов анкетирования, количественного анализа и анализа документов. Полученные метафоры демонстрируют разнообразное содержание сферы-источника «животные»; их возможно группировать по разным основаниям (по общим признакам, по национально-специфическим признакам, по принципу звуковой и графической схожести). На этапе осмысления нового явления в жизни человечества зоометафоры активно участвуют в формировании наивной и научной картин мира, предоставляют материал для конструирования образа «животного» и отношений «человек – животное».
Ключевые слова
Об авторах
О. Н. НовиковаРоссия
Новикова Ольга Николаевна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков
450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34
Ю. В. Калугина
Россия
Калугина Юлия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34
Список литературы
1. Bilgin O., Yeşilyurt E. Perceptions of university students about coronavirus: a metaphor analysis study // Psycho-Educational Research Reviews. 2021. № 10 (1). P. 118-127. URL: https://perrjournal.com/index.php/perrjournal/article/view/98
2. Deng Yu, Yang J., Wan W. Embodied metaphor in communication about lived experiences of the COVID-19 pandemic in Wuhan, China // PLoS ONE. 2021. № 16 (12). P. 1-18. https://doi.org/10.1371/ journal.pone.0261968
3. Durgun H., Dalcali B.K., Bayraktar F. Mental images of nurses regarding COVID-19: a metaphor study // Journal of Nursing Management. 2022. Vol. 30. Issue 1. P. 53-61. https://doi.org/10.1111/jonm.13482
4. Gök A., Kara A. Individuals’ conceptions of COVID-19 pandemic through metaphor analysis // Current Psychology. 2022. № 41. P. 449-458. https://doi.org/10.1007/s12144-021-01506-z
5. Stanley B.L., Zanin A.C., Avalos B.L., Tracy S.J., Town S. Collective emotion during collective trauma: a metaphor analysis of the COVID-19 pandemic // Qualitative Health Research. 2021. Vol. 31. Issue 10. P. 1890-1903. https://doi.org/10.1177/10497323211011589
6. Vural Ö.F., Başaran M., Demirtaş Z., Karamanlı A.R., Bayrakcı C. Students’ “COVID-19” and “school” perceptions in the pandemic // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. P. 1-20. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.897177
7. Ayyıldız T.K., Akkoç B., Kurt A. Perception of coronavirus in children through the interpretation of metaphors // OMEGA – Journal of Death and Dying. 2022. https://doi.org/10.1177/00302228221141940
8. Malvini Redden S., Clark L., Tracy S.J., Shafer M.S. How metaphorical framings build and undermine resilience during change: a longitudinal study of metaphors in team-driven planned organizational change // Communication Monographs. 2019. Vol. 86. Issue 4. P. 501-525. https://doi.org/10.1080/03637751.2019.1621361
9. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. 238 с. https://elibrary.ru/qcnxbj
10. Новикова О.Н. Репрезентация лексической группы «животные» в дискурсе пандемии // Доклады Башкирского университета. 2022. Т. 7. № 3. С. 177-179. https://doi.org/10.33184/dokbsu-2022.3.8, https://elibrary.ru/vhnfit
11. Козинец С.Б. Зоонимы в образном пространстве языка: метафора, сравнение, фразеологизм // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т. 22. № 3. С. 254-260. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2022-22-3-254-260, https://elibrary.ru/adjnal
12. Будаев Э.В., Кушнерук С.Л., Курочкина М.А. Коммуникативное сопровождение массовых протестов в СМИ. СПб.: Наукоёмкие технологии, 2022. 201 с. https://elibrary.ru/ncfubi
13. Дерюгина Е.В. Семантические сферы «животное – болезнь» и «животное – исцеление» в русской языковой картине мира // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 2 (31). С. 126-128. https://elibrary.ru/ogzskl
14. Кривощапова Д.А. Об одной мифологической семантической модели // Ономастика и диалектная лексика. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. Вып. 4. С. 59-63. URL: https://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/35952/1/oidl-2003-09.pdf
15. Будаев Э.В. Становление когнитивной теории метафоры // Лингвокультурология. 2007. № 1. С. 19-35. https://elibrary.ru/pycqcp
16. Colak F. COVID-19 as a metaphor: understanding COVID-19 through social media users // Disaster Medicine and Public Health Preparedness. 2022. Vol. 17. P. 1-9. https://doi.org/10.1017/dmp.2022.83
17. Kizilkaya-Namli A., Ucgul G. Sports high school students’ perceptions about COVID-19 // International Online Journal of Educational Sciences. 2021. № 13 (2). P. 567-578. http://doi.org/10.15345/iojes.2021.02.016
18. Koçoğlu E., Aydin M., Dumlupınar Arslan A., Çetinkaya N., Kubat R., Karabulut N. Teachers’ mental associations about the COVID-19: an example of metaphor study // E-International Journal of Educational Research. 2021. Vol. 12. Issue 5. P. 141-159. https://doi.org/10.19160/e-ijer.948005
19. Esentaş M., Kadir Yi., Devrim Z., Pınar G.-G. Metaphoric perceptions of individuals for the concepts of “coronavirus” and “staying at home” // Gymnasium. Scientific Journal of Education, Sports and Health. 2021. Vol. 22. № 1. P. 5-18. https://doi.org/10.29081/gsjesh.2021.22.1.01
20. Özmercan-Eminoğlu E., Küçüktepe-Eminoğlu S., Küçüktepe C. University students’ perception of COVID-19: a metaphor analysis // International Journal of Educational Studies and Policy. 2020. Vol. 1. Issue 1. P. 36-54. URL: https://www.ijesp.net/UploadedFiles/JournalIssues/10/ijesp202011-637583196241015916.pdf#page=41
21. Erçevik A., Mukba G. The COVID-19 pandemic: the experiences of children aged 11–14 years in Turkey // International Journal of Psychology and Educational Studies. 2021. Vol. 8. Special issue. P. 32-44. https://doi.org/10.52380/ijpes.2021.8.4.564
22. Creswell J.W. Educational research: planning, conducting, and evaluating quantitative and qualitative research. Boston: Pearson Education Ltd., 2013. 673 p. URL: http://repository.unmas.ac.id/medias/journal/EBK-00121.pdf
23. Guité-Verret A. et al. Expressing grief through metaphors: family caregivers’ experience of care and grief during the COVID-19 pandemic // International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-Being. 2021. Vol. 16. Issue 1. P. 1-12. https://doi.org/10.1080/17482631.2021.1996872
24. Smith J.A., Megumi F. Interpretative phenomenological analysis // Qualitative Research in Psychology: Expanding Perspectives in Methodology and Design / ed. P.M. Camic. Washington: American Psychological Association, 2021. P. 147-166. https://doi.org/10.1037/0000252-008
25. Tuffour I. A critical overview of Interpretative phenomenological analysis: a contemporary qualitative approach // Journal of Healthcare Communication. 2017. Vol. 2. Issue 4. P. 52-56. https://doi.org/10.4172/2472-1654.100093
26. Дыбо А.В., Никуленко Е.В. Зооморфная метафора «медведь» в русском, английском и языках Южной Сибири // Язык и культура. 2019. № 45. С. 78-95. https://doi.org/10.17223/19996195/45/6, https://elibrary.ru/chpltz
27. Мерзликина О.В. Зооморфные метафоры «домашний скот» в русской и галисийской картинах мира // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 71. С. 114-132. https://doi.org/10.17223/19986645/71/7, https://elibrary.ru/rohdgm
Рецензия
Для цитирования:
Новикова О.Н., Калугина Ю.В. Зоометафора как способ восприятия новой коронавирусной инфекции COVID-19. Неофилология. 2023;9(1):43-53. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-1-43-53
For citation:
Novikova O.N., Kalugina Yu.V. Zoometaphor as a way of perceiving the new coronavirus infection COVID-19. Neophilology. 2023;9(1):43-53. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-1-43-53