Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Фантастика научная и ненаучная: творческие эксперименты художников ХIХ в

Аннотация

Уделено внимание истории развития научной фантастической прозы ХIХ века. Показана платформа, на которой базируется отечественная научная фантастика. Продемонстрирована связь русской фантастической литературы с мифологией и авторской сказкой, проведена параллель между фантастической прозой и традициями романтизма. Представлен краткий анализ наиболее характерных образцов фантастики ХIХ века. Роль фантастики состоит не только в популяризации научных знаний и развлекательной функции. Произведения научной фантастики затрагивают фундаментальные научные и философские проблемы, позволяют оценить те или иные явления действительности с учетом современных представлений о мире. А прием фантастического допущения демонстрирует взгляд на мир с другого ракурса. В этой связи определенный интерес представляет эволюция фантастической прозы в период с XIX в. до наших дней. Акцент сделан на период зарождения и оформления отечественной фантастики. Предметом анализа являются известные произведения писателей XIX века, работавших в русле фантастики: «Косморама» и “Opere del Cavaliere Giambattista Piranesi” В.Ф. Одоевского, «Опал» И.В. Киреевского, «Вальтер Эйзенберг» К.С. Аксакова. Эти фантастические повести демонстрируют влияние наиболее характерных литературных тенденций XIX века.

Об авторе

Елена Викторовна Борода
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия


Список литературы

1. Головачева И.В. О соотношении фантастики и фантастического // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2014. Вып. 1. С. 33-42.

2. Ковтун Е.Н. Кросс-культурные коды фантастики: программа межфакультетского курса. Уфа: Ред.-изд. центр Башкир. гос. ун-та, 2013. 12 с.

3. Неелов Е.М. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и история русской фантастики». Петрозаводск: ПГУ, 2012. 18 с.

4. Тамарченко Е.Н. Уроки фантастики // Поиск-87: Приключения. Фантастика: Повести, рассказы, критика, библиография. Пермь, 1987. С. 367-397.

5. Фрумкин К.Г. Философия и психология фантастики. М.: УРСС, 2004. 240 с.

6. Волженина Е.В. Феномен массовой культуры в восприятии русских символистов конца XIX - начала XX в.: автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 2015. 24 с.

7. Головачева И.В. Размышления о теориях научной фантастики 2000-х гг. // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2013. Вып. 2. С. 18-27.

8. Гопман В. Золотая пыль. Фантастическое в английском романе: последняя треть XIX - XX в. М.: РГГУ, 2012. 488 с.

9. Прашкевич Г. Красный сфинкс. История русской научной фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2007. 600 с.

10. Киреевский И.В. Опал // Молекулярное кафе. Антология / сост. Ф. Алымов. М.: Молодая гвардия, 1988.

11. Одоевский В.Ф. Повести и рассказы. М.: Худож. лит., 1989.

12. Фуко М. Что такое автор? // Современная литературная теория. М., 2004. С. 69-92.


Рецензия

Для цитирования:


Борода Е.В. Фантастика научная и ненаучная: творческие эксперименты художников ХIХ в. Неофилология. 2016;2(4):57-61.

For citation:


Boroda E.V. SCIENCE FICTION AND NON-SCIENCE FICTION: CREATIVE EXPERIMENTS OF THE ARTISTS OF XIX CENTURY. Neophilology. 2016;2(4):57-61. (In Russ.)

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)