Специфика воплощения авторской маски в романе В.П. Аксёнова «Ожог»
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-1-121-131
Аннотация
Проанализирована специфика функционирования авторской маски в романе В.П. Аксёнова «Ожог». Авторская маска рассмотрена как средство позиционирования автором себя в тексте. Для анализа использованы понятия «автор», «нарратор», «авторская маска». Впервые феномен авторской маски в романе «Ожог» подвергся целостному изучению. В результате исследования установлено, что в романе В.П. Аксёнова благодаря разветвлённой системе авторских масок создаётся сложное и многомерное нарративное пространство. Посредством маски как образа «возможного другого» прозаик осмысливает провокационные для эстетики позднего социализма темы: отношения художника с властью, родиной, существование творческой личности в тоталитарном государстве. Система авторских масок Аполлинариевичей демонстрирует не только возможные варианты личной судьбы «автора реального», но и поведенческую стратегию выживания мыслящего и думающего интеллигента в рамках тоталитарной системы. Авторская маска Толи фон Штейнбока вводится Аксёновым в роман, чтобы в полной мере отразить собственное «магаданское» детство, представить сложный психологический автопортрет. Ключевыми средствами создания авторских масок становятся, во-первых, многочисленные автобиографические параллели и соответствия, порождённые тотальной рефлексией прозаика о себе самом; во-вторых, устойчивые переходы от первого лица к третьему и, наоборот, запутывающие читателя и превращающие текст в экспериментальное пространство литературной игры. Материалы исследования и общие выводы могут быть использованы в вузовских курсах истории отечественной литературы ХХ века, спецкурсах и спецсеминарах, посвящённых творчеству В. Аксёнова. Поскольку авторская маска становится вполне расхожим приёмом и в постмодернистской словесности, использованная методология вполне применима для осмысления прозы 1990–2000-х гг., где наблюдается игра с авторскими «голосами» (В. Пелевин, В. Сорокин, А. Кабаков и др.).
Об авторах
О. Ю. ОсьмухинаРоссия
Осьмухина Ольга Юрьевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы
430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68/1
Р. А. Кадеева
Россия
Кадеева Регина Альбертовна, научный сотрудник лаборатории фольклора
430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68/1
Список литературы
1. Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Русские словари, 1997. Т. 5. 732 с. https://www.studmed.ru/bahtin-mm-sobranie-sochineniy-v-7-mi-tomah_85d1db1e855.html
2. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 300 c. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/BAHTIN_Mihail_Mihaylovich/_Bahtin_M.M..html (дата обращения: 02.06.2022).
3. Соковиков С.С. Карнавал в гетто: некоторые черты литературного андеграунда 1960–1970-х гг. в СССР // Вестник культуры и искусств. 2017. № 2 (50). С. 87-97. https://elibrary.ru/ytnwlz
4. Осьмухина О.Ю. Авторская маска в русской прозе 1760–1830-х гг.: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Саранск, 2009. 40 с. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004664768.pdf (дата обращения: 02.06.2022)
5. Попов И.В. Художественный мир произведений Василия Аксёнова: автореф. дис. … канд. филол. наук. Архангельск, 2006. 19 с. https://elibrary.ru/nocygf
6. Аксёнова В.В. Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960–1970-х годов: автореф. дис. … канд. филол. наук. Астрахань, 2011. 18 с. https://elibrary.ru/qhjggf
7. Барруэло Гонзалез Е.Ю. К вопросу о жанрово-стилевых исканиях В. Аксёнова // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 18. № 44. С. 58-64. https://elibrary.ru/kvasaf
8. Власова В.Н., Чернышенко О.В. Место романа «Ожог» в постмодернистской эстетике В.П. Аксёнова // Евразийский союз учёных. 2015. № 6-4 (15). С. 152-155. https://elibrary.ru/upweni
9. Ефимова Н. Изображение государственной власти в произведениях В.П. Аксёнова // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 1995. № 3. С. 31-39. https://www.elibrary.ru/ contents.asp?titleid=8510
10. Харитонов Д.В. Поиски нравственных доминант советской интеллигенцией в романе В. Аксёнова «Ожог» // Вестник ЧелГУ. 2003. Т. 2. № 1. С. 26-34. https://elibrary.ru/qisxoz
11. Чернышенко О.В. Романы В.П. Аксёнова: жанровое своеобразие, проблема героя и особенности авторской философии: автореф. дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2007. 26 с. https://elibrary.ru/znngxj
12. Чой Ын Кюн. «Магаданские страницы» в романе В. Аксёнова «Ожог» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 3 (119). С. 208-211. https://elibrary.ru/pyesbh
13. Чой Ын Кюн. Образ двойственности персонажей в романе «Ожог» В.П. Аксёнова // Учёные записки Российского государственного социального университета. 2012. № 4 (104). С. 165-168. https://elibrary.ru/rnknfb
14. Чой Ын Кюн. Проблема психологизма в романе В. Аксёнова «Ожог» // ФилоLogos. 2013. № 17 (2). С. 81-87. https://elibrary.ru/rnkqzn
15. Шиновников И.П. Мениппейная поэтика в романе В.П. Аксёнова «Ожог» // Филология и человек. 2012. № 2. С. 95-106. https://elibrary.ru/oyetzd
16. Полупанова А.В. Поэтика авторского самовыражения в прозе В.П. Аксёнова // Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 15. С. 194-201. https://elibrary.ru/rpwrdz
17. Осьмухина О.Ю. Русская литература сквозь призму идентичности: маска как форма авторской репрезентации в прозе ХХ столетия. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. 284 с. https://elibrary.ru/pclcqn
18. Петров Д.П. Одна и та же дама // Огонёк. № 33. С. 45-48. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2001677 (дата обращения: 25.06.2022).
19. Петров Д.П. Аксёнов. М.: Молодая гвардия, 2012. 437 с. URL: https://avidreaders.ru/readbook/aksenov1.html?p=1 (дата обращения: 25.06.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Осьмухина О.Ю., Кадеева Р.А. Специфика воплощения авторской маски в романе В.П. Аксёнова «Ожог». Неофилология. 2023;9(1):121-131. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-1-121-131
For citation:
Osmukhina O.Yu., Kadeeva R.A. The specifics of the embodiment of the author’s mask in the novel by V.P. Aksenova “Burn”. Neophilology. 2023;9(1):121-131. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-1-121-131