Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Культурфилософские основы храмового искусства Египта

Аннотация

Рассмотрены культурфилософские и сущностные основы коптского (египетского) искусства, храмоздательство и исторические предпосылки формирования египетского духовно-художественного языка. Объяснены особенности монофизитства как художественно-духовной концепции в развитии коптского искусства. Выявлены художественные особенности монофизитских конфессий, это коптская, эфиопская и армянская церкви. Данные особенности заключаются в простоте и архаичности изображений, а также трансформации фигур святых по принципу их духовного совершенствования. Представлена особая символика коптского художественно-иконописного творчества, это аутентичные изображения Христа, Богородицы, Святых и Ангелов. Проанализированы особенности художественно-выразительного языка коптской иконописи, который определяется темными фонами, лаконизмом и простотой складок на одеждах, увеличенной формой глаз и уменьшенной формой рта у святых. Выявлены основные композиционные особенности коптской иконописи, которые были сформированы до сегодняшнего дня. Проиллюстрированы основные позиции коптского искусства современными репродукциями икон и изображений. Определены древнеегипетские истоки пластического языка коптской иконописи. Особое внимание уделено художественным памятникам христианского монастыря Антония Великого. Также рассмотрены христианские святыни самого древнего православного монастыря Святой Екатерины на Синае. Сделаны основные выводы и обобщения.

Об авторе

Михаил Викторович НИКОЛЬСКИЙ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия

кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой сценического и изобразительного искусства,
член Союза художников России, член МОА «Союз дизайнеров», председатель Тамбовского регионального отделения «Союз педагогов-художников»

г. Тамбов, Российская Федерация



Список литературы

1. Православный церковный календарь 2011. М., 2010.

2. Маджи Дж. Монастырь Святой Екатерины. Флоренция, 2008.

3. Никольская Т.М. Особенности христианского искусства стран Ближнего Востока (на примере монастыря Св. Екатерины) // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 7.

4. Росск К., Чеснокова Н.П. Сокровища монастыря Святой Екатерины / доп. и перераб. Н.И. Комашко. М., 2007.

5. Нарди Р., Дзидзола К. Монастырь Святой Екатерины, Синай. Реставрация Мозаик Преображения Господня. Рим, 2005.

6. Мидов А.М. Византийские иконы Синая. Москва; Афины, 1999.

7. Карпичечи А.К. Египет. Искусство и история. 5000 лет цивилизации. Флоренция, 2009.

8. Масленников Д. Монастырь Антония Великого / под ред. арх. Леонида (Горбачева). Каир, 2012.

9. Остапенко А.А. Египет-Обетование. Калуга, 2012.

10. Никольский М.В. Культурфилософские особенности уставной Православной иконописи: монография. Тамбов, 2014.


Рецензия

Для цитирования:


НИКОЛЬСКИЙ М.В. Культурфилософские основы храмового искусства Египта. Неофилология. 2015;1(3):17-26.

For citation:


NIKOLSKIY M.V. Cultural-philosophic basements of temple art of Egypt. Neophilology. 2015;1(3):17-26. (In Russ.)

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)