Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Мифопоэтика и художественная интертекстуальность сказки Тамары Крюковой «Узник зеркала»

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-1-143-154

Аннотация

Сказка Т. Крюковой «Узник зеркала», центральная часть тетралогии о королеве Злате и Лунном рыцаре, аккумулирует в себе различные мифологические, фольклорные и литературные модели. В ней присутствуют разнообразные формы литературной интертекстуальности, важнейшую роль для понимания скрытых смыслов сказки играют мифопоэтические образы и репрезентативные аллюзии. Лейтмотив зазеркального мира, являющийся основным для сказки «Узник зеркала», продолжает традиции античной мифологии, а затем русской и европейской литературы ХIХ–ХХ веков, представляющей мир в отражённом виде. Феномен диалога текста с другими текстами, предложенный М.М. Бахтиным, позволяет выявить глубокие содержательные пласты рассматриваемого сочинения. Приём мифологического бриколажа, проявляющийся в использовании персонажей и сюжетных ходов древнегреческой мифологии, позволяет продемонстрировать, по Бахтину, «праздник возрождения смысла»: персонажи античных мифов Пан, Нарцисс символизируют демоническое начало и безысходность греха, исключение составляет нимфа Эхо, которая предстаёт как олицетворение самоотверженной любви и выступает в несвойственной для её мифологического статуса роли волшебной помощницы детей. В сказке есть и смешение разнородных персонажей, некоторые совмещают в себе черты античного прообраза и персонажа русского фольклора (Одарка). Традиционные действующие лица русских народных сказок (Медведь, Лиса, Кот) получают новый статус вершителей суда и наказания. Реминисценции из сказок Ш. Перро и Г.-Х. Андерсена, Л. Кэрролла и В. Губарева усложняют художественный рисунок произведения. Тема судьбы, фатума, сквозная в произведении, претерпевает в сказке серьёзную трансформацию. В античном фатуме по мере развития сюжета всё отчётливее проступают черты божественного промысла в христианском понимании. Позиция Варги, отрицающей личную вину и ответственность за грех, предстаёт как несостоятельная, образ Зеркала Суда прямо отсылает читателя к этическому учению христианства. Сказочный дискурс позволяет автору в сложном взаимодействии заимствованных и оригинальных персонажей, мотивов, сюжетных ходов декларировать христианскую парадигму нравственных ценностей.

Об авторах

М. Ю. Елепова
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова»
Россия

Елепова Марина Юрьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы

163002, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 17



Н. Г. Кабанова
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова»
Россия

Кабанова Наталия Григорьевна, аспирант, кафедра литературы

163002, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 17



Список литературы

1. Павиленис Р.И. Понимание речи и философия языка // Новое в зарубежной лингвистике: теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. Вып. XVII. С. 380-388. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/novoe_v_zarub/text.pdf

2. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. СПб.: Искусство – СПб, 1998. 285 с. URL: https://studylib.ru/doc/651324/lotman-yu.m.--struktura-hudozhestvennogo-teksta

3. Денисова Т.Ю. Апория судьбы, или были ли греки фаталистами? // Идеи и идеалы. 2014. Т. 1. № 3 (21). С. 57-70. https://elibrary.ru/sobhfj

4. Ильяшенко Я.Ю. Литературные аллюзии в сказках А.С. Байетт // Управленческое консультирование. 2014. № 3. С. 175-180. https://elibrary.ru/sbpztl

5. Куприянова Е.С. Литературные сказки Оскара Уайльда и сказочно-мифологическая поэтика романа «Портрет Дориана Грея». Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2007. 300 с. https://elibrary.ru/qtalnp


Рецензия

Для цитирования:


Елепова М.Ю., Кабанова Н.Г. Мифопоэтика и художественная интертекстуальность сказки Тамары Крюковой «Узник зеркала». Неофилология. 2023;9(1):143-154. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-1-143-154

For citation:


Elepova M.Yu., Kabanova N.G. Mythopoetics and artistic intertextuality of Tamara Kryukova’s fairy tale “Prisoner of the mirror”. Neophilology. 2023;9(1):143-154. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-1-143-154

Просмотров: 60


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)