Актуальные вопросы методики преподавания русского родного языка
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-618-625
Аннотация
Рассмотрены вопросы методики преподавания русского родного языка, включённого в систему основного общего образования и имеющего важное значение для обучения школьников. Среди актуальных выделяются проблемы, связанные с осознанием важности курса русского родного языка как педагогами, так и школьниками не только для углубления знаний, но и для воспитания патриотизма, а также проблемы, обусловленные подготовкой педагогов и недостаточным обращением учителей к лингвокраеведческому материалу, отражающему основы национального языка и культуры. На основании анализа нормативно-правовых источников и научно-методической литературы обоснована возможность решения возникших проблем путём углубленного изучения студентами-филологами профильных дисциплин в рамках специалитета, а также с помощью применения в обучении русскому родному языку лингвокраеведческого подхода, способствующего изучению национальных основ русского языка, воспитанию патриотизма.
Об авторе
Л. Н. ВерховыхРоссия
Верховых Людмила Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры социальных и гуманитарных дисциплин, Борисоглебский филиал
394018, г. Воронеж, Университетская пл., 1
Список литературы
1. Добротина И.Н. Преподавание курса «Русский родной язык»: вопросы и решения («Круглый стол» «Русский язык как родной: проблемы содержания и методики преподавания») // Языковое бытие человека и этноса: 17 Междунар. Березинские чтения. М.: МГЛУ, 2020. URL: https://www.riash.ru/jour/announcement/view/31 (дата обращения: 17.01.2021)
2. Щербак А.С. Семантика ономалексемы с диалектной основой (на материале Тамбовской области) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 10. Т. 1. Гуманитарные науки. С. 10-15.
3. Верховых Л.Н. О необходимости введения специалитета в педагогическое образование // Эпистемологические основания современного образования: актуальные вопросы продвижения фундаментального знания в учебный процесс: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Борисоглеб. ф-ла ФГБОУ ВО «ВГУ». М.: Изд-во «Перо», 2020. С. 484-487.
4. Климкова Л.А. Лингвокраеведение: объём, содержание, значимость // Русское слово и костромской край: сб. ст. / отв. ред. Н.С. Ганцовская, О.Н. Крылова. СПб.: Нестор-История, 2013. С. 457-465.
5. Ковалёв Г.Ф. Изучение ономастики в школе как межпредметная интеграция на уроках русской словесности // Русский язык в школе. 2017. № 12. С. 22-28.
6. Лингвокраеведение: учеб. пособие для 8–9 кл. общеобразоват. учреждений / авт.-сост.: С.В. Пискунова (отв. ред.), И.В. Поповичева, А.С. Щербак, Л.С. Моисеева, М.И. Иванова, В.В. Губарева, Т.В. Махрачёва. Тамбов: Изд-во ТГУ им Г.Р. Державина, 2005. 187 с.
7. Верховых Л.Н. Лингвокраеведение в школе. Воронеж: Воронеж. гос. пед. ун-т, 2017. 255 с.
8. Ковалёв Г.Ф. Избранное. Этнонимика. Воронежское лингвокраеведение. Разное. Воронеж: Изд.полиграф. центр «Научная книга», 2014. 440 с.
9. Ковалёв Г.Ф. Избранное. Литературная ономастика. Воронеж: Изд.-полиграф. центр «Научная книга», 2014. 447 с.
10. Ковалёв Г.Ф. Ономастическое комментирование на уроках русской словесности. Учебное пособие для учителя русского языка и литературы. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2005. 214 с.
11. Щербак А.С. Лингвокраеведение: учебно-методическое пособие для бакалавров и магистрантов по направлению «Филология», профиль «Отечественная филология» (русский язык и литература)» и для иностранных студентов-филологов. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. 64 с.
12. Лингвокраеведение в средней школе: учеб. пособие для 8–9 классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост.: С.В. Пискунова, А.С. Щербак, И.В. Поповичева, Л.С. Моисеева, В.В. Губарева, М.И. Иванова, Т.В. Махрачева. № 8572 от 26.09.2006 г., номер государственной регистрации 0320601276.
13. Щербак А.С. Ономастика и краеведение // Теория и практика ономастических и дериватологических исследований / науч. ред. В.И. Супрун, С.В. Ильясова. Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2017. С. 183200.
14. Майорова Т.В. Лингвистическое краеведение и его роль в формировании личностных качеств подростка. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007. 285 с.
Рецензия
Для цитирования:
Верховых Л.Н. Актуальные вопросы методики преподавания русского родного языка. Неофилология. 2021;7(28):618-625. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-618-625
For citation:
Verkhovykh L.N. Current issues of teaching methods of Russian native language. Neophilology. 2021;7(28):618-625. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-618-625