Preview

Неофилология

Расширенный поиск
Том 7, № 28 (2021)
Скачать выпуск PDF

РУССКИЙ ЯЗЫК

553-564 63
Аннотация

Рассмотрены особенности модельного терминообразования. Цель исследования – осмысление и первичное описание специфики базовых модельных законодательных терминов и определений, аспектов и тенденций их формулирования и использования. Для достижения поставленной цели проанализировано 157 модельных актов (13 кодексов и 144 закона), принятых Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ в период с 2012 по 2021 г.; более 2000 модельных терминов и определений. Отмечено, что модельное терминообразование осуществляется с учётом сложившихся традиций создания правовых актов, особенностей иерархического и предметно-отраслевого соотношения законодательных терминов и понятий, а также понимания функций, средств и способов формулирования легальных дефиниций. Модельные определения терминов отражают типичные для юридического дискурса явления унификации, трансформации, омонимии, многозначности, синонимии, антонимии правовых понятий, вариативности их легальных определений. Методологическую основу составляют общенаучные методы и подходы, применяемые в современной русистике и юридической лингвистике (анализ, сравнение, аналогия, моделирование, контекстуальный, интерпретационный, системный, междисциплинарный и другие подходы). Статья может быть полезна тем, чья деятельность связана с официально-деловой сферой общения, кто создаёт, анализирует и систематизирует правовые акты, исследует вопросы развития юридической терминологии, русского языка как государственного языка Российской Федерации. 

565-577 57
Аннотация

Писательский метод Андрея Платонова в его идейно-теоретической основе рассматривается нами как онтологическая взаимосвязь его личности и творческой проблематики с духовными ценностями, жизненными установками и философскими взглядами, которые он исповедует. Этот писательский метод реализуется в прозе Платонова через художественное взаимодействие авторских философских концептов и формирующих его авторский идиостиль языковых средств. Главной и более широкой целью проведённого нами ранее исследования являлось систематизированное и классифицирующее описание ключевых языковых моделей и приёмов, наиболее типичных для писательского метода Платонова. Научные результаты проведённого нами комплексного анализа идиостиля Платонова свидетельствуют в пользу нашего утверждения о том, что наибольшая часть элементов и признаков платоновского «деформированного» и «кодированного» языка художественно смоделированы и являются примером успешной авторской стилизации. Благодаря особенностям авторского языка и стиля платоновский художественный текст отличается насыщенной смысловой амбивалентностью и импликативностью. Объём нашей статьи не позволяет нам представить более подробное изложение основных положений творческого метода Андрея Платонова и всеохватывающий анализ важнейших лингвостилистических средств, его составляющих. В этой статье мы ставим своей конкретной задачей в рамках краткого аналитического обзора отдельных характеристик платоновского писательского метода и выборочного лингвостилистического анализа ключевых и наиболее действенных средств и приёмов языковой выразительности, формирующих этот уникальный авторский метод, наглядно продемонстрировать некоторые его основополагающие принципы и подходы.  

578-586 40
Аннотация

В ряду комплексного изучения многокомпонентных или полипредикативных сложных предложений актуальным является их рассмотрение в качестве микротекста. До сих пор существуют дискуссионные вопросы, касающиеся исследования текста: количество и состав категорий, средства их выражения, различие понятий «текстовая характеристика» и «текстообразующая функция». На материале многокомпонентных сложных предложений рассмотрены универсальные текстовые категории, свойственные любому тексту, и факультативные, присущие лишь определённым видам текста. Уже в пределах микротекста-предложения реализуются такие ведущие категории текста, как связность, когезия, когерентность, цельность, логичность, континуум. Анализ многокомпонентных конструкций осуществлён в триедином ключе: с учётом взаимосвязи их формы, значения и функции. Показано, что порядок следования однородных придаточных обусловлен их содержанием и коммуникативной задачей высказывания. В этой связи по мере развёртывания высказывания от одного придаточного к другому выявляется либо конкретизация значения обусловленности, либо его интенсификация. С другой стороны, подключение к придаточным обусловленности сочинительных союзов и лексических актуализаторов способствует выражению категории информативности, которая подразумевает отражение в тексте степени новизны или значимости информации. На примере контаминированных конструкций с различными типами связи (сочинительной, подчинительной, бессоюзной) описаны разнообразные способы и приёмы, составляющие тектонические средства текстообразования. Сделан вывод, что многокомпонентное сложное предложение, являющееся переходной структурой от сложного предложения к тексту, даёт возможность изучить взаимодействие лексических и синтаксических средств в формировании смысла и реализации коммуникативной установки.  

587-595 42
Аннотация

Проанализирована семантика, структура и употребление французского заимствования военной тематики ординарец с момента его вхождения в русский на рубеже XVII– XVIII веков и до настоящего времени. Дан этимологический и исторический анализ слова, рассмотрена эволюция его семантики в русском языке вследствие функционального многообразия его употребления в языке-реципиенте. Прослежена история терминологического становления лексемы и её производных в русском литературном языке нового периода, особенности функционирования её как представителя сферы батальной лексики в соприкосновении с иными сферами живого русского языка, при этом подчёркнуто положение о полном заимствовании слова из французского языка в русский литературный язык со стороны его формы (фонетика, грамматика, особенности словоупотребления) и значения. Указаны и детально проанализированы источники изучения слова в синхронно-диахронном аспекте, лексикографические, документально-исторические и художественно-текстовые как на материале современного русского литературного языка, так и в предшествующие периоды его становления, что способствует выявлению постепенной трансформации его семантической структуры. Особое внимание уделено раскрытию объёмного валёра значения слова в тексте романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», который является ценнейшим источником изучения лексико-семантической системы русского языка послепушкинской эпохи. На ряде примеров разных сфер современного узуса русского языка показано изменение функционально-стилистической окраски слова и приобретение словом других дополнительных оттенков. Сделан вывод о неизбежности угасания активности его употребления в современных условиях ведения боевых операций, превращение его в историзм, что ведёт к корреляции его места в составе литературного русского языка и перемещению в пассивный словарный запас.

ОНОМАСТИКА

596-604 49
Аннотация

Рассмотрено место героических меморативов в топонимическом пространстве Российской Федерации (на уровне ойконимии, оронимии, урбанонимии). Цель исследования – на примере российской топонимии показать эффективную роль коммеморативных практик, являющихся частью государственной топонимической политики и направленных на сохранение для потомков исторической памяти о героическом прошлом нашей страны. Сделан вывод, что государственная идеология является одной из основных причин появления топонимов-меморативов, приводит основные категории героических личностей, в честь которых назывались географические объекты (герои военных сражений начального периода Древней Руси и России до XVIII века, Отечественной войны 1812 г., Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны, Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., других военных кампаний, боевых действий в «горячих точках» в мирное время, героев труда). В заключение отмечено, что в рассмотренных наименованиях географических объектов переплелись разные исторические эпохи, в которые наши предки проявили мужество и героизм при защите Отечества от внешних и внутренних врагов, а также совершали трудовые подвиги на благо родной страны. 

605-610 36
Аннотация

Рассмотрены прозвища в среде современных российских военнослужащих, выявлен их эстетический потенциал и особенности употребления в речевой коммуникации. На материале ответов на вопросы анонимных анкет, заполненных российскими военнослужащими различных возрастных групп, установлено, что номинация прозвищ для нарекающих и нарекаемых содержат в себе различные виды оценки, в том числе эмоциональной, которая проявляется в бинарных оппозициях «хорошо – плохо», «позитив – негатив», «прекрасно – безобразно». Выявлено, что индивидуальные прозвища в среде современных российских военнослужащих отражают эстетическую функцию и используются только теми, кто равен его носителю. Коммуниканты склонны маркировать в прозвищах эстетически положительные характеристики. В неформальную коммуникацию вовлекаются единицы из различных пластов национального языка (литературная, разговорная, жаргонная лексика). Доказывается, что в среде военнослужащих одинаковых прозвищ не возникает, даже в том случае, когда мотивировка является одинаковой (высокий рост – Длинный, цвет волос – Рыжий). В процессе вербальной коммуникации языковая личность с помощью прозвища демонстрирует национально-культурную специфику представителя социума и национально-культурную специфику самой ситуации общения. 

611-617 42
Аннотация

Проанализированы особенности функционирования ономастических единиц, являющихся культурно-ономастическими константами, в повести А. Платонова «Епифанские шлюзы». Обосновано особое внимание, которое привлекает специфика введения автором ономастических единиц разных разрядов. Показано, что имя собственное – это особый художественный элемент, не существующий в тексте самостоятельно и всегда взаимосвязанный с другими элементами текста, поскольку это необходимо автору для создания художественного образа. Анализ взаимодействия всех этих систем позволяет точнее понять замысел автора и цель введения в текст той или иной ономастической единицы. Выявлены особенности функционирования онимной лексики в качестве идентификатора хронотопа в повести А. Платонова «Епифанские шлюзы». Очевидно, что введение автором в произведение конкретных ономастических единиц всегда неслучайно, подобный выбор всегда обусловлен непосредственно ассоциациями автора, связанными с тем или иным именем. Анализ употребления автором гидронимов как ономастических единиц в качестве маркёров хронотопа в повести «Епифанские шлюзы» дал следующие результаты: при помощи гидронимов, обозначающих названия рек и морей, А. Платонов вербализует масштабность описываемого пространства, подчёркивает его безграничность; вводя в текст гидроним Иванозеро, автор вербализует хронотоп бездны. Сделан вывод, что пространство как категория в картине мира А. Платонова занимает важное место.  

618-625 75
Аннотация

Рассмотрены вопросы методики преподавания русского родного языка, включённого в систему основного общего образования и имеющего важное значение для обучения школьников. Среди актуальных выделяются проблемы, связанные с осознанием важности курса русского родного языка как педагогами, так и школьниками не только для углубления знаний, но и для воспитания патриотизма, а также проблемы, обусловленные подготовкой педагогов и недостаточным обращением учителей к лингвокраеведческому материалу, отражающему основы национального языка и культуры. На основании анализа нормативно-правовых источников и научно-методической литературы обоснована возможность решения возникших проблем путём углубленного изучения студентами-филологами профильных дисциплин в рамках специалитета, а также с помощью применения в обучении русскому родному языку лингвокраеведческого подхода, способствующего изучению национальных основ русского языка, воспитанию патриотизма. 

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

626-635 39
Аннотация

Целью исследования является формирование оценочного знания о воспитательной деятельности в современном английском языке. Актуальность исследования определяется когнитивным подходом, в русле которого рассматривается уровневая принадлежность оценочных концептов и раскрываются средства их репрезентации. В качестве основного метода заявлен концептуально-дефиниционный анализ, с опорой на который выявлены характеристики концепта UPBRINGING и установлены оценочные ориентиры субъекта оценки в отношении различных аспектов воспитательной деятельности, представленной в виде фрейма. Определено, что на суперординатном уровне оценочное знание базируется на приемлемости тех или иных показателей и их соответствии социальным нормам. На этом уровне оценка репрезентируется прилагательными acceptable/unacceptable и proper. Оценочное знание базового уровня репрезентируется прилагательными good, bad, perfect, great, fine. Для наблюдателя в этом случае не являются важными частнооценочные смыслы, оценка представлена гештальтно и указывает на одобрение наблюдателя в силу соответствия определённой объективной характеристики стандарту. На субординатном уровне оценка спроецирована на различные значимые для наблюдателя частные оценочные ориентиры. Сделан вывод, что оценочное знание о воспитательной деятельности формируется на пересечении объективных и оценочных характеристик.  

636-644 34
Аннотация

Предпринята попытка изучить отражение истории мореплавания в английской фразеологии. Географическое расположение Британии и зависимость от окружающего её морского пространства в значительной мере повлияли на язык всех англоговорящих стран мира. Опираясь на критерии, предложенные Дж. Суэйлзом, а также на идеи В. Тойберта, выявлено англоязычное дискурсивное сообщество мореплавателей. Оценка исторических и социальных условий позволила определить причины и степень воздействия профессионального языка этого дискурсивного сообщества на весь английский язык. Разграничивая два основных подхода при работе с языковым корпусом (corpus-based и corpus-driven), проведено исследование, опираясь именно на данные, полученные при анализе корпуса (corpusdriven approach). На материале англоязычного языкового корпуса NOW (News on the Web) изучен контекст и степень распространения семи фразеологизмов с компонентами с семантикой мореплавания в двух основных вариантах английского языка: британском и американском. Полученные данные показали частичные грамматические и синтаксические расхождения, а также допустимые вариации лексической структуры некоторых единиц. Изучение первоначального морского значения позволило объяснить метафорический перенос, лежащий в основе значения данных идиом. 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

645-652 35
Аннотация

Исследованы основные тенденции уральской газетной литературы конца XIX века. На примере творчества К. Большакова, печатавшегося в первой неофициальной газете Урала «Екатеринбургской неделе», в рамках историко-литературного анализа рассмотрены попытки начинающего непрофессионального стихотворца встроиться в литературную  иерархию общенациональной литературной традиции, найти литературных «учителей» и «покровителей». В то же время контекст уральского культурного гнезда, газетная форма бытования литературных произведений оказывала своё влияние на творчество К. Большакова. Сопоставление публикаций в газете и архивных данных (черновики, стихотворения, не предназначавшиеся для публикации) позволяет говорить о том, что контекст газетной литературы, воля редакции оказывали непосредственное влияние на литераторов этого времени. Проанализирован в том числе и социальный состав литераторов газеты «Екатеринбургская неделя», газета объединила непрофессиональных авторов, стремившихся при разработке общезначимых социальных тем к соединению с общенациональной традицией. Провинциальная газетная литература стремилась к изображению экзотических сюжетов, подхватывала литературные новшества, приходящие из столиц. На этом фоне творчество  К. Большакова производило впечатление достаточно традиционного, однако выбор в качестве «литературного учителя» С. Надсона для ученика Д. Мамина-Сибиряка был довольно неожиданным. Социальные зарисовки, описания профессионального быта, философические размышления предназначались автором для печати в том числе и в газете. Стихотворения «на случай», шутливые стихотворения остались в черновиках, хотя газетная периодика позволяла публиковать и такие тексты, что свидетельствовало о сознательном отборе автором текстов для публикаций. К. Большаков становится – наряду с Сивковым, Холодковским,  И. Поповым, Галиным, Ив. Белоусовым, Миляевым – одним из авторов «Екатеринбургской недели», обратившейся в конце 1880–1890-х гг. к философским размышлениям «ночной поэзии», тем не менее продолжающим традиции гражданственной поэзии Н. Некрасова (что в том числе заметно и в выборе стихотворных размеров). За пределы газетной литературы ему выйти не удалось, и тем лучше в его произведениях прослеживаются общие тенденции газетной литературы того времени.

653-660 43
Аннотация

Рассмотрены тематические, жанрово-композиционные, стилевые особенности произведений Д. Рубиной раннего периода её творчества. Основное внимание сосредоточено на анализе рассказов «По субботам», «Этот чудной Алтухов», «Дом за зелёной калиткой», «Терновник», вошедших в сборник малой прозы Д. Рубиной 1970–1980-х годов. Актуальность исследования связана с необходимостью изучения творчества одного из ведущих авторов современной литературы с целью уточнения общей картины литературного процесса рубежа XX–XXI веков и места в нём конкретного художника. Сформулированы основные черты ранних произведений Д. Рубиной, заключающиеся в повышенной роли автобиографического начала, наличии особых героев – представителей творческих профессий, внимании к проблемам детства и взаимоотношений старшего и молодого поколений, введении мистических элементов, близости рассказов новеллистическому жанру. Проведены параллели с некоторыми поздними произведениями писательницы в ракурсе развития образов, художественных приёмов. Определены перспективы исследования малой прозы  Д. Рубиной: изучение сквозных мотивов рассказов, повестей и романов писательницы от начального до настоящего периода творчества, анализ интертекстуальных связей произведений автора с классической и современной русской и зарубежной литературой. 

661-669 38
Аннотация

Продолжаются поэтико-философские исследования автора данной статьи о творчестве крупнейшего русского советского прозаика, участника Великой Отечественной войны Ю.В. Бондарева (1924–2020). На основе исследования романа «Берег» (1975) и публицистических высказываний писателя середины 1970-х гг. ХХ века в рамках культурноаксиологической парадигмы предпринята попытка осмысления одного из центральных диалогов представителей творческой интеллигенции России и Запада. Разговор русского советского писателя Никитина, бывшего фронтовика, посетившего немецкий город Гамбург спустя 26 лет после войны, и немецкого журналиста-издателя Дицмана прочитывается как своеобразная философская квинтэссенция как данного романа, так и, возможно, творчества писателя в целом. Конфликт России и Запада видится Ю.В. Бондареву в сложнейшей метафизической парадигме борьбы во многом противоположных культурных устоев, несмотря на общую христианскую основу. Констатирована сложность, многомерность, полифонизм бондаревского типа художественного высказывания, его восхождение к традициям русской литературной классики и, прежде всего, в данном случае к творчеству Ф.М. Достоевского. Отмечено ключевое, кульминационное значение указанного диалога-размышления, предпринятого в главе второй части третьей «Ностальгия» Дицмана и Никитина, имеющего некоторое очевидное сходство с автором как для дальнейшего развития характера последнего в поэтико-философском пространстве романа, так и для его художественного «завершения» в финале произведения. Осмыслена актуальность бондаревских метафизических констант в первой четверти ХХI века, пророчески выписанных около полувека назад. 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

670-683 43
Аннотация

Проанализирована эпическая широта романа А.Ф. Писемского «Люди сороковых годов», вневременная актуальность размышлений писателя по поводу возможности гармоничного соотношения личной жизни человека и его деятельности на благо страны. Отмечено, что по сравнению с другими произведениями Писемского указанный роман, повествующий о жизни обыкновенного человека, содержит духовную вертикаль, взгляд с позиции вечности, которые придают ему просветленность и эпическую монументальность. Метафизическая линия связи многих явлений и событий расширяет пространство романа. Писемский, позиционирующий себя как максимально правдивый писатель, подравнивает примеры действительности под желаемые образцы, уходит от присущего ему пессимизма, представляя нескольких образцовых героев и если не идеал, то возможный наилучший для России тип государственного и общественного устройства страны. Проанализировано влияние на Писемского концепции журнала «Заря», выдвинуто предположение, что писателю для создания эпического романа с линией утверждения требовалась своеобразная моральная и духовная поддержка славянофилов. Вслед за видными публицистами, юристами и социологами (В.Я. Данилевским, А.Д. Градовским), публиковавшими свои статьи в журнале «Заря», герой Писемского обращается к модели «всесословно-общественного» государства, основанного на народности. Особое внимание в романе уделяется автором мотиву власти над людьми, которая ставит человека в сложные и противоестественные для него условия. 

684-693 48
Аннотация

Рассмотрена неоднозначность финала романа Е.И. Замятина «Мы» на основе его синтетического характера и воплощённых в нём мировоззренческих идей автора. Отмечая ключевую функцию образа революционерки I-330 в структуре и тематике произведения, мы обратили внимание на другой женский образ О-90, чья судьба составляет кажущуюся «побочной», законченную ранее, но не менее важную сюжетную линию романа. Проанализированы на сюжетном уровне внутритекстовые связи О-90 с другими персонажами, выявлен ряд возможных внетекстовых ассоциаций данного образа с рассуждениями в критических статьях и эссе Замятина. Таким образом, в этом персонаже мы видим достаточно чёткий синтетический образ материнства и писательства, реализацию важного для замятинской творческой личности «спирального» пути диалектического развития и намёк на жизненность кажущейся проваленной революции. Сочетание этих свойств в одном образе заставляет нас переосмыслить сюжетное развитие романа и позволяет увидеть некий оптимистический оттенок в его трагической концовке, а симметричность судеб двух главных героинь и их решающее союзничество также доказывают важность проанализированного персонажа в композиции и тематике произведения. 

694-702 42
Аннотация

Проанализирован процесс появления и утверждения в творчестве В. Астафьева мотива сиротства. Обоснована его связь с автобиографическими эпизодами из жизни прозаика. Цель работы: доказательство мысли о зарождении и институализации в прозе В. Астафьева особого типа героя через акцентирование мотива сиротства. Актуальность исследования вызвана неиссякаемым интересом к уникальному творчеству прозаика со стороны критики, литературоведения, читательского сообщества. На материале повестей рубежа 1950–1960-х гг. («Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража», «Последний поклон») устанавливается типологическое сходство астафьевских персонажей как между собой, так и с героями классиков русской литературы (Н.М. Карамзин, А.И. Куприн, М.М. Пришвин). Аргументируется мысль о принципиальной общности астафьевского героя-сироты с типом «естественного», «природного» человека. Высказано и доказано предположение о том, что эта общность в числе прочего является результатом размышлений В. Астафьева над волнующими его социально-этическими проблемами: духовно-нравственное одиночество современного человека, утрата этико-социальных связей между поколениями, потребительское отношение к природе, отрыв от истоков. Обнаружена глубинная связь актуализации темы сиротства в творчестве прозаика с масштабными социальными катаклизмами двадцатого столетия (военные конфликты, социально-политические потрясения, урбанизация, распад традиционной деревни, коррозия некогда устойчивых семейных ценностей).  

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

703-710 32
Аннотация

Посвящено исследованию специфики художественной структуры романа  А.И. Солженицына «В круге первом». Основное внимание уделено анализу элементов «кольцевой композиции» и параллельных сюжетных линий, типологии героев-антиподов. Детально, с формально-содержательной стороны, рассматривается «заголовочный комплекс» романа: название, авторская преамбула, посвящение, двойное оглавление. Уточнена семантика вариантов заглавия и итогового названия романа. Определены основные уровни сюжетно-композиционного параллелизма. Выявлены особенности временной организации повествования, охватывающего три предновогодних дня. Проанализированы художественные детали, способствующие созданию контрастных ситуаций. Прослежено несколько сквозных мотивов в описании судеб разных героев. Обозначена перекличка сюжетных линий, затрагивающих служебные, любовные, межличностные отношения героев. Проведены параллели между отдельными структурными элементами романа, формирующими композиционную «закольцованность», заданную заглавной формулой. Определены пары идейно и поведенчески близких героев, героев-антиподов и принципы их типологизации. Показано значение параллельных элементов для создания целостного художественного произведения. Сделан вывод о прямой зависимости использованных писателем художественных средств и приёмов с социальной и художественной практикой исследования и воплощения русского национального характера как основного вектора творчества А.И. Солженицына.

711-717 57
Аннотация

Рассказано о взглядах И.А. Дедкова на соотношение цели и средств на пути к высокому общественному идеалу. Проведённый анализ раскрывает гуманистическую онтологию его мировоззрения. Будучи убеждённым антисталинистом, сторонником решений ХХ съезда КПСС, И.А. Дедков на протяжении всей своей жизни и творчества, в письмах, дневниковых записях, в литературно-критической и практической деятельности последовательно осуждал антигуманный принцип «цель оправдывает средства», черпая для этого аргументы из традиций русской классической литературы и русской дореволюционной либерально ориентированной философии, а также из западноевропейского экзистенциализма. Раскрыта латентно существовавшая ещё во времена СССР данная гуманистически-мировоззренческая интенция в литературном наследии критика и журналиста И.А. Дедкова. Основные методы, используемые при подготовке данной публикации: элементы системного и сравнительного (компаративного) анализов, биографического, дискурсивного и нарративного методов исследования. Главными выводами из проведённого исследования стали раскрытие гуманистической природы мировоззрения И.А. Дедкова, резко отличающейся от аморальной методологии политической целесообразности, пренебрегающей выбором и использованием этически обоснованных и адекватных поставленной цели средств её реализации. Данное положение подкреплено текстологическим анализом целого ряда источников, в том числе повести Ю.В. Трифонова «Нетерпение» из серии «Пламенные революционеры» о революционере-народнике А.И. Желябове. Свои теоретико-мировоззренческие постулаты, основанные на неприятии и отторжении антигуманной и бесчеловечной политической практики, И.А. Дедков последовательно отстаивал в своей литературно-критической и публицистической деятельности, а также в личной жизни, сохраняя преданность социалистическому (коммунистическому) идеалу в его гуманистическом (антропоцентрическом) идеале.  

718-725 47
Аннотация

Дан анализ культурно-исторического развития искусства театральной режиссуры в XX–XXI веках. Рассмотрены особенности режиссёрского театра на примере театра Анатолия Васильева, театра Марка Захарова, театра Женовача, театра Петра Фоменко и др. Отмечено, что на протяжении всего периода происходит трансформация роли режиссёра в театре. Значимость театрального режиссёра – художника перерастает в более сложные формы своего существования: драматург – организатор представления – педагог и воспитатель театрального коллектива. Проведённый анализ режиссёрских школ позволил сделать следующие выводы. Во-первых, русский театр на рубеже XX–XXI веков сумел сохранить свои традиции даже в условиях мощнейшего компьютерного и телевизионного бума.  Во-вторых, театр продолжал занимать одно из ведущих мест в духовном и нравственноэстетическом воспитании общества. В-третьих, режиссура отечественного театра принимала и умножала лучшие традиции реалистического искусства, идущие от К. Станиславского, В. Немировича-Данченко, Е. Вахтангова, М. Чехова, учитывая современные веяния и интересы зрителей. В-четвёртых, вёлся активный поиск новых форм в режиссуре и актёрском мастерстве, формировались экспериментальные театры и студии. В-пятых, огромное место в режиссуре отводилось постановке классики. Отмечено, что рассматриваемый период давал возможность с наибольшей полнотой раскрыться самобытности в режиссуре и актёрском мастерстве. 

726-734 22
Аннотация

Представлен анализ основных эстетических принципов режиссуры Марка Захарова. Рассмотрен творческий путь режиссёра, факторы, влияющие на развитие его режиссёрских взглядов и мировоззрения. На протяжении всего творческого пути Захаров совершенствовался и постоянно находился в поиске. Режиссёр сформулировал некоторые принципы работы с актёрами. Среди них необходимость помогать актёру, направляя его в нужное русло своего замысла, не превращая его в пешку для режиссёрских экспериментов. Современный актёр должен постоянно учитывать три важных театральных элемента: материальную среду, партнёров и зрителей. Спектакли Марка Захарова не ставили актёра в определённые рамки, а наоборот, давали возможность для импровизации, активной жизни, постоянного творческого поиска. Акцентируется внимание и на умении режиссёра влиять на зрителя. Он умел ненавязчиво, в комедийно-музыкальной форме донести до зрителя самые страшные события, самые мудрые мысли, а такая форма всегда воспринимается лучше, зритель охотнее позволяет учить себя. Сделан вывод, что Захаров строил свою особую режиссёрскую систему, опираясь на своё мировоззрение. 

735-742 56
Аннотация

Рассмотрены культурно-философские аспекты критического мышления и научные подходы к ним в классической и постклассической философии образования. Дана характеристика специфических черт мышления и требований к нему в рамках традиционной и новой моделей ценностей образования. Отмечено, что в культурологическом ценностном контексте важное место занимают не отдельные модели как самоценность, а наличие преемственности, реализация принципов взаимодополнительности и взаимообусловленности «традиционного» и «современного». Проанализированы понятия «культура мышления» и «культура образования». Приведены дефиниции и уровни критического мышления в их соотношении с общечеловеческими культурными ценностями, с учётом осознания многополярности мира. Предложен подход к решению проблемных вопросов, касающихся формирования критического мышления, сообразуясь не только с исторически сложившимися философскими учениями о мышлении, но и с культурными и образовательными традициями. В качестве примера влияния традиций культуры мышления на формирование критического мышления приводится такая образовательная практика, как «Философия для детей». Обоснован выбор программ и методик философствования с детьми исходя из культурной реальности и проблем духовного порядка (интеллектуальных, политических, этических  и др.), характерных для конкретного государства. Сделан вывод о тесной взаимосвязи культурных и образовательных традиций и ключевых аспектов формирования критического мышления. 

743-749 43
Аннотация

Исследованы актуальные для рекламных текстов скрытые сравнения, созданные на основе лексических суперлативов – слов-маркёров с оценочным значением высокого качества, превосходства, неповторимости, уникальности, идеальности, образцовости и т. п. Показано, что использование таких скрытых сравнений, не связанных с конкретными предметами или явлениями, с которыми сравниваются рекламируемые товар/услуга, является яркой чертой современных рекламных текстов. Обосновано, что скрытые сравнения, созданные на основе лексических суперлативов, демонстрируя преимущества, превосходство рекламируемых товаров/услуг над всеми остальными, повышают убедительность рекламного текста, усиливают его эффективность. Доказано, что скрытые сравнения, созданные на основе лексических суперлативов, обеспечивают эмоциональную репрезентацию информации о рекламируемом объекте в рекламном тексте и выполняют текстообразующую функцию, формируя доминантные смыслы рекламы.

750-759 31
Аннотация

Посвящено рассмотрению специфики продающего контента в stories. Формат stories рассмотрен как актуальный и эффективный маркетинговый инструмент. Опираясь на современные статистические данные, а также на исследования специалистов в сфере SMM и нативной рекламы, выделены основные достоинства сети Instagram как пространства разного рода маркетинговых новаций, описаны функциональные, содержательные и стилистические особенности stories. Акцент сделан на нативной подаче рекламной информации в stories, что проявляется в максимальной мимикрии (подстройке) под формат, стиль, тематику блога и специфику медиаплатформы, на которой данный инструмент используется. Особенностью продающей информации в stories служит тот факт, что для рекламы подбирается контент, релевантный бренду, продукту, коммуникационной стратегии, что обеспечивает качественную, осмысленную интеграцию SMM-текста в формат блога. Материалом для исследования послужили полимодальные тексты двух блогеров, чьи Instagram-аккаунты характеризуются разной проблематикой, различными целевыми аудиториями и, как результат, различающимися способами трансляции рекламной информации посредством stories (анализировались публикации 2020 г.). В результате проведённого анализа выделены основные особенности современного SMM-текста, используемого в stories, формы и функции самых распространённых разновидностей контента.  

ХРОНИКА



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)