Формирование оценочного знания о воспитательной деятельности в современном английском языке
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-626-635
Аннотация
Целью исследования является формирование оценочного знания о воспитательной деятельности в современном английском языке. Актуальность исследования определяется когнитивным подходом, в русле которого рассматривается уровневая принадлежность оценочных концептов и раскрываются средства их репрезентации. В качестве основного метода заявлен концептуально-дефиниционный анализ, с опорой на который выявлены характеристики концепта UPBRINGING и установлены оценочные ориентиры субъекта оценки в отношении различных аспектов воспитательной деятельности, представленной в виде фрейма. Определено, что на суперординатном уровне оценочное знание базируется на приемлемости тех или иных показателей и их соответствии социальным нормам. На этом уровне оценка репрезентируется прилагательными acceptable/unacceptable и proper. Оценочное знание базового уровня репрезентируется прилагательными good, bad, perfect, great, fine. Для наблюдателя в этом случае не являются важными частнооценочные смыслы, оценка представлена гештальтно и указывает на одобрение наблюдателя в силу соответствия определённой объективной характеристики стандарту. На субординатном уровне оценка спроецирована на различные значимые для наблюдателя частные оценочные ориентиры. Сделан вывод, что оценочное знание о воспитательной деятельности формируется на пересечении объективных и оценочных характеристик.
Ключевые слова
Об авторах
Л. А. ФурсРоссия
Фурс Людмила Алексеевна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Е. А. Финаева
Россия
Финаева Елизавета Андреевна, аспирант, ассистент кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка, событие, факт. М.: Наука, 1988. 339 с.
2. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. Изд. 2-е, доп. М.: Едиториал УРСС, 2002. 280 с.
3. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. 143 с.
4. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: курс лекций. Изд. 4-е, испр. и доп. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. 236 с.
5. Фурс Л.А. Регулирующая функция оценочных категорий // Когнитивные исследования языка. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 657-665.
6. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
7. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып. 23. С. 52-92.
8. Fillmore C.J. Frame semantics // Linguistics in the morning calm: Selected papers from the SICOL-1981. Seoul: Hanship, 1982. P. 111-137.
9. Croft W., Cruse A.D. Cognitive Linguistics. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 355 p.
Рецензия
Для цитирования:
Фурс Л.А., Финаева Е.А. Формирование оценочного знания о воспитательной деятельности в современном английском языке. Неофилология. 2021;7(28):626-635. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-626-635
For citation:
Furs L.A., Finaeva E.A. Development of evaluative knowledge about educational activities in modern English. Neophilology. 2021;7(28):626-635. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-626-635