Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Интертекстуальность как средство выразительности в дискурсе социальной рекламы

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-482-495

Аннотация

Описаны формы интертекстуальности, активных в дискурсе социальной рекламы. Целью работы является установление видов использования заимствованных текстов, а также соотношение вербальных и визуальных заимствований. Материалом послужили 4000 плакатов экологической тематики, собранные из различных медиабанков сети Интернет методом сплошной выборки. Сделан вывод, что самой частотной формой заимствования является реминисценция (61,5 % от общего числа интертекстуальных включений). Здесь визуальные и вербальные компоненты находятся в относительном равновесии: идея выражается словами, а изображение выполняет роль иллюстрации и/или eye-stopper. На втором месте по количеству примеров находится цитация (28,4 %). Здесь выделяются рациональные (заимствования из законодательных актов, научных трудов, высказываний признанных экспертов и других официальных источников) и эмоциональные (высказывания известных писателей, деятелей культуры, артистов, спортсменов и т. п., содержащие метафорические и оценочные элементы) цитаты. При использовании этой формы существенно преобладает вербальное цитирование. Третью позицию занимают аллюзии (10,1 % от общего количества заимствований). Здесь основная нагрузка чаще всего ложится на изображение, которое и должно вызывать ассоциации с прототекстом.

Об авторах

Т. В. Анисимова
ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Россия

Анисимова Татьяна Валентиновна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации

198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1



С. А. Чубай
ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»
Россия

Чубай Светлана Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской филологии и журналистики

400062, г. Волгоград, просп. Университетский, 100



Список литературы

1. Бобырёва Е.В. Интертекстуальность религиозного дискурса // Апробация. 2016. № 8 (47). С. 136-137.

2. Богатырёв А.В. Особенности функционирования интертекста в юридическом дискурсе // European Social Science Journal. 2014. № 10-1 (49). С. 183-190.

3. Ракитина С.В. Интертекстуальность в юридических учебно-научных текстах // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 4 (31). С. 141-146.

4. Рыженко Е.С. Формы проявления интертекстуальности в пресс-релизах, помещённых в Интернете // Язык в меняющемся мире: межвуз. сб. ст. / под ред. М.В. Сандаковой. Киров: Изд-во Вят. гос. ун-та, 2013. С. 153-160.

5. Чернявская В.Е. Интерпретация научного текста. Изд. 5-е. М.: Кн. дом «Либроком», 2010. 128 с.

6. Христофорова Н.И. Особенности реализации категории интертекстуальности в электронных научнопопулярных текстах с невербальным компонентом // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 534-536.

7. Александрова О.И., Борисова А.С., Калинникова Е.Д. Феномен прецедентности во французской социальной рекламе и её коммуникативно-прагматический потенциал // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 1. С. 127-135.

8. Дедюрина Е.Ю. Интертекстуальность во франкоязычной социальной рекламе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 11. С. 214-217.

9. Терских М.В., Шабан Ю.И. Поликодовые инструменты интертекстуальности в социальной рекламе // Коммуникативные исследования. 2018. № 3 (17). С. 172-191.

10. Анисимова Т.В., Чубай С.А. Риторика социальной рекламы. Волгоград, 2019. 138 с.

11. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: сб. ст. СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 1999. 444 с.

12. Болдак И.А. Интертекстуальность научного текста как отражение его полисубъективности // Лингвистика и методика в высшей школе. Вып. 4: сб. науч. ст. Гродно: Тип. Зебра, 2012. С. 75-78.

13. Фатеев А.В. Визуальное цитирование на фоне литературоведческой теории интертекстуальности // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 36. С. 58-62.

14. Анисимова Т.В. Роль произведений искусства в дискурсе социальной рекламы // Евразийский союз учёных: Междунар. науч.-исслед. журнал. 2020. Т. 4. № 10 (79). С. 33-40.

15. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А.П. Сковородникова. 3-е изд. М.: ФЛИНТА, 2011. 480 с.

16. Чернявская В.Е. Визуальность в социокультурной проекции // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2021. № 2 (28). С. 96-109.

17. Москвин В.П. Интертекстуальность. Понятийный аппарат. Фигуры, жанры, стили. М.: Наука-Флинта, 2015. 168 с.

18. Аматов А.М. Дискурс социальной рекламы: прагматика прагматизма // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2021. Т. 7. № 1. C. 3-12.


Рецензия

Для цитирования:


Анисимова Т.В., Чубай С.А. Интертекстуальность как средство выразительности в дискурсе социальной рекламы. Неофилология. 2022;8(3):482-495. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-482-495

For citation:


Anisimova T.V., Chubay S.A. Intertextuality as a means of expression in the discourse of social advertising. Neophilology. 2022;8(3):482-495. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-482-495

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)