Preview

Неофилология

Расширенный поиск

О финале романа Е.И. Замятина «Мы»: оптимистическая трагедия?

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-684-693

Аннотация

Рассмотрена неоднозначность финала романа Е.И. Замятина «Мы» на основе его синтетического характера и воплощённых в нём мировоззренческих идей автора. Отмечая ключевую функцию образа революционерки I-330 в структуре и тематике произведения, мы обратили внимание на другой женский образ О-90, чья судьба составляет кажущуюся «побочной», законченную ранее, но не менее важную сюжетную линию романа. Проанализированы на сюжетном уровне внутритекстовые связи О-90 с другими персонажами, выявлен ряд возможных внетекстовых ассоциаций данного образа с рассуждениями в критических статьях и эссе Замятина. Таким образом, в этом персонаже мы видим достаточно чёткий синтетический образ материнства и писательства, реализацию важного для замятинской творческой личности «спирального» пути диалектического развития и намёк на жизненность кажущейся проваленной революции. Сочетание этих свойств в одном образе заставляет нас переосмыслить сюжетное развитие романа и позволяет увидеть некий оптимистический оттенок в его трагической концовке, а симметричность судеб двух главных героинь и их решающее союзничество также доказывают важность проанализированного персонажа в композиции и тематике произведения. 

Об авторе

Хунюань Ван
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Россия

Ван Хунюань, аспирант, кафедра истории русской литературы

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 



Список литературы

1. Замятин Е.И. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Русская книга, Республика, Дмитрий Сечин, 2003– 2011.

2. Кольцова Н.З. «Синтетизм» Е. Замятина и синкретические тенденции в русской литературе первой трети ХХ в. // Вестник БГУ. 2016. № 2. С. 161-167.

3. Любимова М.Ю. Философские взгляды и культурологические воззрения Е. Замятина // Е.И. Замятин: pro et contra. СПб.: РХГА, 2014. С. 207-264.

4. Хатямова М.А. Концепция синтетизма Е.И. Замятина // Вестник ТГПУ. 2005. № 6. C. 38-45.

5. Робустова В.В. Когнитивно-функциональные особенности ономастикона романа Е.И. Замятина «Мы» // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 3. С. 82-95.

6. Гредель В.П. Концепт «наука и искусство» в художественно-дискурсионном поле коммуникативносинтаксической структуры романа Е.И. Замятина «Мы» // Неофилология. 2018. № 14. С. 44-53. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2018-4-14-44-53

7. Ильенко С.Г., Гредель В.П. Коммуникативно-синтаксический аспект анализа романа Е.И. Замятина «Мы» в свете современных тенденций русистики // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. № 186. С. 5-12.

8. Степанова А.А. Аполлоническое/дионисийское как фаустовская антиномия в романе Евгения Замятина «Мы» // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX–XXI веков: направления и течения. 2016. № 3. С. 181-191.

9. Андреева С.Л. «Прежде оружия – мы испытываем слово». Текстовые маркеры неограниченной лжи и ограниченной правды в государственной газете (по страницам романа Е. Замятина «Мы») // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. № 3 (53). С. 57-65.

10. Долгина Е.С. Проблема формирования личности в рамках тоталитарного государства на примере антиутопического проекта «Мы» Е.И. Замятина // Дискуссия. 2016. № 10 (73). С. 116-122.

11. Хатямова М.А. Искусство как должное в романе Е. Замятина «Мы» // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. Вып. 8. Томск: Изд-во ТГУ, 2006. С. 7-26.

12. Морсон Г. Границы жанра // Утопия и утопической мышление. М.: Прогресс, 1991. С. 233-251.

13. Хатямова М.А. Метатекстовая структура романа Е. Замятина «Мы» // Е.И. Замятин: pro et contra. СПб.: РХГА, 2014. С. 500-518.

14. Сухих И.Н. Утопия и вера вечного еретика (1920. «Мы» Е. Замятина) // Русский канон: Книги ХХ века. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. С. 83-112.

15. Давыдова Т.Т. «Мы» Е. Замятина – роман-антиутопия // Е.И. Замятин: pro et contra. СПб.: РХГА, 2014. С. 380-403.

16. Forster E.M. Aspects of the Novel. N. Y.: Harcourt, Inc., 1985. 176 p.

17. Шайтанов И.О. Анатомия утопии: роман «Мы» в творчестве и судьбе Е. Замятина // Е.И. Замятин: pro et contra. СПб.: РХГА, 2014. С. 341-379.

18. Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1998. Т. 2. 471 с.

19. Booth W.C. The Rhetoric of Fiction. Second Edition. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1983. 572 p.

20. Tumanov V. Mary Versus Eve: Paternal Uncertainty and the Christian View of Women // Neophilologus. 2011. № 4. P. 507-521.

21. 唐荷. 女性主義文學理論. 臺北市: 揚智文化, 2003. 328頁. (Тан Х. Литературная теория феминизма. Тайбэй: Янчжи культура, 2003. 328 с.)

22. Иглтон Т. Теория литературы: Введение / пер. Е. Бучкиной; под ред. М. Маяцкого и Д. Субботина. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2010. 296 с.

23. Lanin B., McMillin A. Images of Women in Russian Anti-Utopian Literature // The Slavonic and East European Review. 1993. № 4. Р. 646-655.


Рецензия

Для цитирования:


Ван Х. О финале романа Е.И. Замятина «Мы»: оптимистическая трагедия? Неофилология. 2021;7(28):684-693. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-684-693

For citation:


Wang H. On the finale of Y.I. Zamyatin’s novel “We”: an optimistic tragedy? Neophilology. 2021;7(28):684-693. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-684-693

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)