Влияние культурных и образовательных традиций на практики формирования критического мышления
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-735-742
Аннотация
Рассмотрены культурно-философские аспекты критического мышления и научные подходы к ним в классической и постклассической философии образования. Дана характеристика специфических черт мышления и требований к нему в рамках традиционной и новой моделей ценностей образования. Отмечено, что в культурологическом ценностном контексте важное место занимают не отдельные модели как самоценность, а наличие преемственности, реализация принципов взаимодополнительности и взаимообусловленности «традиционного» и «современного». Проанализированы понятия «культура мышления» и «культура образования». Приведены дефиниции и уровни критического мышления в их соотношении с общечеловеческими культурными ценностями, с учётом осознания многополярности мира. Предложен подход к решению проблемных вопросов, касающихся формирования критического мышления, сообразуясь не только с исторически сложившимися философскими учениями о мышлении, но и с культурными и образовательными традициями. В качестве примера влияния традиций культуры мышления на формирование критического мышления приводится такая образовательная практика, как «Философия для детей». Обоснован выбор программ и методик философствования с детьми исходя из культурной реальности и проблем духовного порядка (интеллектуальных, политических, этических и др.), характерных для конкретного государства. Сделан вывод о тесной взаимосвязи культурных и образовательных традиций и ключевых аспектов формирования критического мышления.
Об авторе
И. Н. CертаковаРоссия
Сертакова Ирина Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Ванхемпинг Э.Г., Новак М.А. Инновационные практики и гражданские инициативы в образовании поколения Z. СПб.: Изд.-полиграф. ассоциация высш. учеб. заведений, 2020. 246 с.
2. Курганская В.Д., Шайкемелев М.С.-А. Культурные традиции и инновации в реформировании системы образования // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 273-287.
3. Куренной В.А. Философия либерального образования: контексты // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 8-36.
4. Кашина Н.И. Освоение детьми и молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2014. 183 с.
5. Варфоломеева С.В. Российские педагогические традиции и возможности их использования в современном образовании // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 5. С. 228-236.
6. Глаголев В.С. Культура образования в условиях современного российского общества. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/5e3/kultura-obrazovaniya-v-usloviyah-sovremennogo-rossijskogo-obshchestva.pdf (дата обращения: 19.07.2021).
7. Тонконогов А.В. Культура человеческого мышления как социальный феномен // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 4. С. 104-115.
8. Василенко (Колесова) Е.П. Критическое мышление как современная проблема личности // Концепт. 2013. № 12 (декабрь). С. 91-95. URL: http://e-koncept.ru/2013/13259.htm (дата обращения: 22.07.2021).
9. Боброва А.С. Критическое мышление. Проблема определения // РАЦИО.ru. 2017. № 1 (18). С. 26-36.
10. Lipman M. Thinking in education. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 316 p.
11. Кохан У.О. Пауло Фрейре и «Философия для детей»: критический диалог // Социум и власть. 2018. № 6 (74). С. 55-67.
Рецензия
Для цитирования:
Cертакова И.Н. Влияние культурных и образовательных традиций на практики формирования критического мышления. Неофилология. 2021;7(28):735-742. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-735-742
For citation:
Sertakova I.N. Influence of Cultural and Educational Traditions on Critical Thinking Formation Practices. Neophilology. 2021;7(28):735-742. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-735-742