‘Страх’ и ‘смех’ Ф.М. Достоевского
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-27-483-494
Аннотация
Цель статьи – аргументация ключевой роли идиоглосс страх и смех в тезаурусе Ф.М. Достоевского с использованием материалов «Словаря языка Достоевского». Основным методом исследования, таким образом, является лексикографическая параметризация авторской языковой личности. Актуальность разрабатываемой темы заключается в необходимости дальнейшего поиска методов реконструкции языковой личности, конкретно – языковой личности Достоевского. Идиоглоссы страх и смех оказываются в центре соответствующих текстовых семантических полей, несомненно взаимосвязанных друг с другом в картине мира писателя. Приводятся статистические показатели употреблений слов страх и смех в текстах Достоевского и других писателей, его современников. Расширяется перечень ситуаций смеха, предложенный Ю.Н. Карауловым и Е.Л. Гинзбургом, в частности, говорится о том, что интенцией смеха может служить желание скрыть отрицание персонажем каких-либо моральных норм, выделяется также компенсаторная функция смеха и др. Анализируются атрибутивные связи слов смех и страх, подчёркивающие их идиоглоссный статус. Делается заключение о том, что языковую личность Достоевского определяет в первую очередь Homo Ridens, человек смеющийся. Кроме того, анализ материала словарных статей страх, страшный, страшно и др. «Словаря языка Достоевского» позволяет зафиксировать причины появления страха у персонажей Достоевского и у самого автора, наиболее важными из которых являются неопределённость и случайность. Этот вывод представляется вполне обоснованным и не противоречит результатам большинства исследований языка и творчества Достоевского.
Об авторе
И. В. РужицкийРоссия
Ружицкий Игорь Васильевич, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета
119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
Список литературы
1. Глазкова М.М., Иконникова Я.В. Виртуально-творческий межнациональный диалог (А. Жид – Ф. Ницше – Ф. Достоевский) во французском и русском литературоведении // Неофилология. 2021. Т. 7. № 25. С. 51-61. DOI 10.20310/2587-6953-2021-7-25-51-61
2. Словарь языка Достоевского: Идиоглоссарий. Т. I (А–В). Авт.: Гинзбург Е.Л., Караулов Ю.Н., Ружицкий И.В. и др. / под ред. Ю.Н. Караулова. М.: Азбуковник, 2008. 962 с.; Т. II (Г–З). М.: Азбуковник, 2010. 1049 с.; Т. III (И–М). М.: Азбуковник, 2012. 847 с.; Т. IV (Н–По). М.: Азбуковник, 2017. 859 с.
3. Вейнберг П.И. Литературные спектакли (Из моих воспоминаний) // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников / под ред. В.В. Григоренко и др. Т. 1. М.: Худ. лит-ра, 1964.
4. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.
5. Манн Т. Путь на Волшебную гору. М.: Литературно-художественное изд-е «Мой XX век», 2008. 464 с. URL: https://bookscafe.net/book/tomas_mann-put_na_volshebnuyu_goru-241021.html (дата обращения: 29.01.2021).
6. Шайкевич А.Я., Андрющенко В.М., Ребецкая Н.А. Дистрибутивно-статистический анализ языка русской прозы 1850–1870 гг. Т. 2. М.: Изд. дом «ЯСК», 2016. 848 с.
7. Бонола А. Семантико-прагматический потенциал слова вдруг в русском языке и его перевод на итальянский: контрастивный анализ на основе параллельного русско-итальянского корпуса // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 2 (30). С. 24-37.
8. Караулов Ю.Н., Гинзбург Е.Л. Ноmо Ridens // Слово Достоевского / под ред. Ю.Н. Караулова, Е.Л. Гинзбурга. М.: ИРЯ РАН, 1996. C. 160-186.
9. Баршт К.А. Мысли Паскаля в художественном мире Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 2016. № 21. С. 129-169.
10. Ружицкий И.В. «Cмех» Достоевского глазами лексикографа // STEPHANOS. 2017. № 6 (26). С. 37-48.
11. Назиров Р.Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982. 160 с. URL: http://nevmenandr.net/scientia/nazirov-book.php (дата обращения: 30.01.2021).
12. Карасёв Л.В. О символах Достоевского // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 90-111.
13. Евлампиев И.И. Достоевский и мистическая философия В.Ф. Одоевского // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 2019. № 22. С. 3-25.
Рецензия
Для цитирования:
Ружицкий И.В. ‘Страх’ и ‘смех’ Ф.М. Достоевского. Неофилология. 2021;7(27):483-494. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-27-483-494
For citation:
Ruzhitsky I.V. ‘Fear’ and ‘laughter’ of F.M. Dostoevsky. Neophilology. 2021;7(27):483-494. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-27-483-494