Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Семантика цветообозначения в лирике С.А. Есенина и Э. Верхарна

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-26-320-327

Аннотация

Рассмотрены особенности цветообозначения в поэтических текстах русского и французского поэтов. Обращение к лирике великих писателей в избранном ракурсе расширяет и конкретизирует имеющиеся представления об индивидуальных чертах стиля авторов. Объектом анализа явились языковые единицы поэзии С.А. Есенина и Э. Верхарна, содержащие цветовую семантику. Сопоставительный анализ нескольких репрезентативных в рамках заявленной темы произведений выявил сходство и различие цветовой палитры лирики Есенина и Верхарна. Рассмотрена семантика голубого, белого, жёлтого, красного цветов и их оттенков в стихотворениях поэтов. Особое внимание уделено поэтике золотого цвета, использование которого ориентировано и на религиозную символику. Обозначены векторы изменений набора красок в разные периоды творческой активности Есенина и Верхарна, определена зависимость перемен цветовой гаммы от общего пафоса творчества поэтов и событий их личной биографии. Уточнены причины отличий цветовых решений в пейзажной и философской лирике поэтов, объясняющиеся принадлежностью авторов к различным литературным направлениям и национальным традициям. Приведены примеры разночтений в существующих русских переводах произведений Э. Верхарна с предоставлением собственных вариантов перевода.  

Об авторе

О. М. Копырюлина
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Копырюлина Ольга Михайловна, аспирант, кафедра русской и зарубежной литературы, журналистики

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 



Список литературы

1. Блок А.А. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 9. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1935. 236 с.

2. Шубникова-Гусева Н.И. Дон Кихот деревни и берёзы // Литературная газета. 2011. № 39. С. 8.

3. Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: в 5 т. / гл. ред. Ю.Л. Прокушев. М.: ИМЛИ РАН, 2003– 2016. Т. 3, кн. 2. М., 2008. 572 с.

4. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. Стихотворения. М.: Наука: Голос, 1995. 672 с.

5. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: в 7 т. Т. 3. Поэмы. М.: Наука: Голос, 1998. 720 с.

6. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: в 7 т. Т. 4. Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений». М.: Наука: Голос, 1996. 544 с.

7. Воронова О.Е. Христианский подвижник Иоанн Дамаскин в поэтической «Иконографии» С.А. Есенина // Современное есениноведение. 2010. № 14. С. 41-46.

8. Есенин С.А. Ключи Марии // Есенин С.А. Полное собрание сочинений: в 7 т. Т. 5. Проза. М.: Наука: Голос, 1997. С. 186-213.

9. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной…: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. шк., 1990. 306 с.

10. Гумилёв Н.С. О Верхарне // Речь: электронная версия газеты. 1908. URL: https://gumilev.ru/clauses/51/ (дата обращения: 07.12.2020).

11. Verhaeren É. Œuvres de Émile Verhaeren. IX. Toute la Flandre; II. Les Villes à pignons. Les Plaines. Paris: Mercure de France, 1933. 283 р.

12. Verhaeren É. 1883–1896: Pour Les Amis du Poete. [Bruxelles: E. Deman], 1896. 66 р.

13. Верхарн Э. Стихи. М.: Гос. изд-во рус. лит., 1961. 328 с.

14. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: в 7 т. Т. 2. Стихотворения (Маленькие поэмы). М.: Наука: Голос, 1997. 464 с.


Рецензия

Для цитирования:


Копырюлина О.М. Семантика цветообозначения в лирике С.А. Есенина и Э. Верхарна. Неофилология. 2021;7(26):320-327. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-26-320-327

For citation:


Kopyriulina O.M. Color designation semantics in S.A. Esenin and E. Verhaeren’s lyric. Neophilology. 2021;7(26):320-327. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-26-320-327

Просмотров: 42


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)