Preview

Неофилология

Расширенный поиск

К вопросу о типологизации новых медиа

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-931-939

Аннотация

Значительные изменения медиасистемы, отмечаемые многими исследователями в последнее время и получившие отражение на всех уровнях её бытования, делают актуальным вопрос о дополнении и корректировке существующей сегодня типологии медиа. Значимым компонентом медиасистемы являются новые медиа, типологизация которых не осуществлена ещё в полном объёме. Цель нашего исследования заключается в стремлении в первом приближении сформировать возможные подходы к типологизации новых медиа, а также дать краткую характеристику основных типов. Исследование направлено на анализ русскоязычного сектора новых медиа с целью определения особенностей его развития и уже сложившихся или складывающихся типов. Типологизация осуществляется на основе таких признаков, как цель создания медиа, особенности авторства, особенности контента (тематическая направленность, жанровое и видовое своеобразие) и аудиторная направленность. В ходе проведённого исследования мы приходим к выводу о том, что новые медиа могут быть во многом отнесены к уже описанным типам медиа, однако обладают уникальными признаками, позволяющими дополнить существующую типологию. Также мы отмечаем подвижность системы новых медиа, которая обусловливает процесс постоянной трансформации типологических групп и требует частого обновления существующих подходов. 

Об авторе

А. М. Шестерина
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
Россия

Шестерина Алла Михайловна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики Высшей школы (факультета) телевидения

119991, Москва, Ленинские горы, 1 



Список литературы

1. Вартанова Е.Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ // Информационное общество. 2008. Вып. 5-6. С. 37-39. https://elibrary.ru/kvmxml

2. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. Теоретические основы. Академический учебник. М.: Академия медиаиндустрии, 2018. 370 с.

3. Мультимедийная журналистика / под общ. ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 413 с.

4. Шацкая А.Д., Макеенко М.И. Телеконтент в новых медиа: работа телевизионных каналов с эфирным контентом в Интернете. М.: Аспект Пресс, 2020. 144 с. https://elibrary.ru/gcnkma

5. Горошко Е. Возникновение лингвистики новых медиа и перспективы развития этого направления // Гипертекст как объект лингвистического исследования: материалы 3 Междунар. науч.-практ. конф. Самара: СГСПУ, 2013. С. 27-41. https://elibrary.ru/sghemr

6. Павлик Д.В. Журналистика новых медиа / пер. Е. Сабировой. URL: http://www.psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_8/voz_newmedia.htm (дата обращения: 01.08.2023).

7. Рогалёва О.С., Шкайдерова Т.В. Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор) // Вестник Омского университета. 2015. № 1. С. 221-225. https://elibrary.ru/tqirwr

8. Трофимова И.А. «Новая пресса» XXI века в системе «новых медиа» // Коммуникация в современном мире: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж: ВГУ, 2018. С. 147-149. https://elibrary.ru/xrgxhf

9. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Концепции современных российских интернет-изданий // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2001. № 6. С. 44-55.

10. Киреев П.С. Новые медиа в современном информационно-коммуникативном пространстве // Социология. 2010. № 2. С. 115-127. https://elibrary.ru/udvhad

11. Зверева Е.А., Пинчук О.В., Сапунов В.И., Шестерина А.М. Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа / под ред. А.М. Шестериной. Воронеж: ВГУ, 2018. 332 с. https://elibrary.ru/vpbnyi

12. Текутьева И.А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга // Медиасреда. 2016. № 11. С. 107-113. https://elibrary.ru/xenxer

13. Дроздова А.В. Новый режим видения, или приватное/публичное пространство новых медиа // Публичное/частное в современной цивилизации: материалы 22 рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2020. С. 508-512. https://elibrary.ru/qlzlmy 14. Каминская Т.Л. Ответственность за медиаконтент и проблема цензурирования коммуникативного пространства России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11. № 2.

14. С. 96-101. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-2-96-101, https://elibrary.ru/htzvlp

15. Самсонова Е.А. Новые медиа – новая картина мира (к постановке вопроса о социально-сетевой картине мира) // Меди@льманах. 2020. № 4. С. 18-24. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.4.2020.1824, https://elibrary.ru/bwlbsk

16. Shesterina A.M., Zvereva E.A. Means of Emotional Impact on the Audience in User Media Content // Media Education. 2023. № 1. С. 179-189. https://doi.org/10.13187/me.2023.1.179, https://elibrary.ru/rdrvit

17. Система средств массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003. 264 с.

18. Иванова Е.Н. Профессионализация интернет-журналистики в блогосфере: автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2011. 26 с. https://elibrary.ru/qhqngb

19. Аникина М.Е., Баранов В.В., Воронова О.А. и др. Типология периодической печати / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2009. 236 с. https://elibrary.ru/razntz


Рецензия

Для цитирования:


Шестерина А.М. К вопросу о типологизации новых медиа. Неофилология. 2023;9(4):931-939. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-931-939

For citation:


Shesterina A.M. On the issue of new media typology. Neophilology. 2023;9(4):931-939. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-931-939

Просмотров: 186


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)