К вопросу о типологизации новых медиа
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-931-939
Аннотация
Значительные изменения медиасистемы, отмечаемые многими исследователями в последнее время и получившие отражение на всех уровнях её бытования, делают актуальным вопрос о дополнении и корректировке существующей сегодня типологии медиа. Значимым компонентом медиасистемы являются новые медиа, типологизация которых не осуществлена ещё в полном объёме. Цель нашего исследования заключается в стремлении в первом приближении сформировать возможные подходы к типологизации новых медиа, а также дать краткую характеристику основных типов. Исследование направлено на анализ русскоязычного сектора новых медиа с целью определения особенностей его развития и уже сложившихся или складывающихся типов. Типологизация осуществляется на основе таких признаков, как цель создания медиа, особенности авторства, особенности контента (тематическая направленность, жанровое и видовое своеобразие) и аудиторная направленность. В ходе проведённого исследования мы приходим к выводу о том, что новые медиа могут быть во многом отнесены к уже описанным типам медиа, однако обладают уникальными признаками, позволяющими дополнить существующую типологию. Также мы отмечаем подвижность системы новых медиа, которая обусловливает процесс постоянной трансформации типологических групп и требует частого обновления существующих подходов.
Об авторе
А. М. ШестеринаРоссия
Шестерина Алла Михайловна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики Высшей школы (факультета) телевидения
119991, Москва, Ленинские горы, 1
Список литературы
1. Вартанова Е.Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ // Информационное общество. 2008. Вып. 5-6. С. 37-39. https://elibrary.ru/kvmxml
2. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. Теоретические основы. Академический учебник. М.: Академия медиаиндустрии, 2018. 370 с.
3. Мультимедийная журналистика / под общ. ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 413 с.
4. Шацкая А.Д., Макеенко М.И. Телеконтент в новых медиа: работа телевизионных каналов с эфирным контентом в Интернете. М.: Аспект Пресс, 2020. 144 с. https://elibrary.ru/gcnkma
5. Горошко Е. Возникновение лингвистики новых медиа и перспективы развития этого направления // Гипертекст как объект лингвистического исследования: материалы 3 Междунар. науч.-практ. конф. Самара: СГСПУ, 2013. С. 27-41. https://elibrary.ru/sghemr
6. Павлик Д.В. Журналистика новых медиа / пер. Е. Сабировой. URL: http://www.psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_8/voz_newmedia.htm (дата обращения: 01.08.2023).
7. Рогалёва О.С., Шкайдерова Т.В. Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор) // Вестник Омского университета. 2015. № 1. С. 221-225. https://elibrary.ru/tqirwr
8. Трофимова И.А. «Новая пресса» XXI века в системе «новых медиа» // Коммуникация в современном мире: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж: ВГУ, 2018. С. 147-149. https://elibrary.ru/xrgxhf
9. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Концепции современных российских интернет-изданий // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2001. № 6. С. 44-55.
10. Киреев П.С. Новые медиа в современном информационно-коммуникативном пространстве // Социология. 2010. № 2. С. 115-127. https://elibrary.ru/udvhad
11. Зверева Е.А., Пинчук О.В., Сапунов В.И., Шестерина А.М. Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа / под ред. А.М. Шестериной. Воронеж: ВГУ, 2018. 332 с. https://elibrary.ru/vpbnyi
12. Текутьева И.А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга // Медиасреда. 2016. № 11. С. 107-113. https://elibrary.ru/xenxer
13. Дроздова А.В. Новый режим видения, или приватное/публичное пространство новых медиа // Публичное/частное в современной цивилизации: материалы 22 рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2020. С. 508-512. https://elibrary.ru/qlzlmy 14. Каминская Т.Л. Ответственность за медиаконтент и проблема цензурирования коммуникативного пространства России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11. № 2.
14. С. 96-101. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-2-96-101, https://elibrary.ru/htzvlp
15. Самсонова Е.А. Новые медиа – новая картина мира (к постановке вопроса о социально-сетевой картине мира) // Меди@льманах. 2020. № 4. С. 18-24. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.4.2020.1824, https://elibrary.ru/bwlbsk
16. Shesterina A.M., Zvereva E.A. Means of Emotional Impact on the Audience in User Media Content // Media Education. 2023. № 1. С. 179-189. https://doi.org/10.13187/me.2023.1.179, https://elibrary.ru/rdrvit
17. Система средств массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003. 264 с.
18. Иванова Е.Н. Профессионализация интернет-журналистики в блогосфере: автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2011. 26 с. https://elibrary.ru/qhqngb
19. Аникина М.Е., Баранов В.В., Воронова О.А. и др. Типология периодической печати / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2009. 236 с. https://elibrary.ru/razntz
Рецензия
Для цитирования:
Шестерина А.М. К вопросу о типологизации новых медиа. Неофилология. 2023;9(4):931-939. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-931-939
For citation:
Shesterina A.M. On the issue of new media typology. Neophilology. 2023;9(4):931-939. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-931-939