Театрализация как способ изучения культурного пространства этноса
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-25-151-164
Аннотация
Рассмотрен вопрос о понятии театрализации и его роли для общего понимания культурного пространства этноса с точки зрения основных культурологических понятий. Здесь говорится об основных задачах, которые должен выполнять такой метод, как театрализация. Прослеживается взаимосвязь от простого движения в лице мимов до сложного по композиции театрального действа, зачастую сопряженного с огромным количеством эффектов. Делается акцент на том факте, что именно театрализация помогает формировать ассоциативное восприятие этнокультурной действительности. Доказывается, что благодаря данному явлению погружение в этнокультурную действительность приобретает осмысленный характер и способствует формированию собственного представления о культурном коде народа. Приводятся примеры, сопровождаемые иллюстративным материалом, подтверждающие тот факт, что не только малые театрализованные формы, но и целостные театрализованные представления способствуют созданию целостной картины культурного кода этноса, а непосредственное тактильное восприятие лишний раз помогает в данном процессе. Кроме того, обосновывается, что подобный метод способствует еще и осуществлению межкультурной коммуникации. Делается вывод о том, что именно театрализация совмещает в себе как искусство, так и другие виды деятельности, способствующие более быстрому, легкому, а главное – полному пониманию культурного пространства определенного этноса.
Об авторе
Т. М. НикольскаяРоссия
Никольская Татьяна Михайловна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры культуроведения и социокультурных проектов
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: Высш. шк., 1990. 208 с.
2. VIII Поленовские чтения. Искусство и педагогика – теоретическое и практическое: материалы Междунар. науч.-практ. конф.-форума, посвящ. 25-летию образования МБОУ ДО Детской художественной школы № 2 ПДИ им. В.Д. Поленова г. Тамбова / гл. ред. М.В. Никольский. Тамбов: ПринтСервис, 2017. 368 с.
3. Экшут С. С короля – на бал // Родина. 2016. № 7. С. 48-50.
4. Софьина М.В., Софьин Д.М. Дневники великого князя Сергея Александровича: история публикаций // Кубанские исторические чтения: материалы 8 Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Краснодарский центр научно-технической информации, 2017. С. 213-217.
5. Шнейдер В.П. Саровские торжества // Наше наследие. 2007. № 83-84.
6. Лончинская Т.Е. Искусствоведческая и педагогическая деятельность В.П. Шнейдер (по материалам архивных документов) // Декоративно-прикладное искусство и образование. 2014. № 1 (8). С. 26-38.
7. Рассказ о празднике: 250-летие Ленинграда: сб. / сост. А. Бейлин. Л.: Лениздат, 1957. 241 с.
8. Плюснин А.Д. Творческий метод театрализации как феномен социально-культурной деятельности: психолого-педагогический аспект // Мир науки, культуры и образования. 2018. № 4 (71). С. 99-101.
Рецензия
Для цитирования:
Никольская Т.М. Театрализация как способ изучения культурного пространства этноса. Неофилология. 2021;7(25):151-164. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-25-151-164
For citation:
Nikolskaya T.M. Theatricalization as a way to study the cultural space of an ethnic group. Neophilology. 2021;7(25):151-164. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-25-151-164