Особенности моделирования художественного пространства в сказке Софьи Прокофьевой «Королевство семи озёр»
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-4-786-795
Аннотация
Интерпретированы особенности моделирования художественного пространства в сказке Софьи Прокофьевой «Королевство семи озёр» (2004). Взаимодействие параллельных миров реального и сказочного происходит через динамические метаморфозы пространства: нежилой дом оказывается порталом в волшебную страну, таинственная лестница путём в неведомый мир. Одним из способов моделирования пространства становится полное исчезновение реальных координат и чудесное появление нового мира из «ниоткуда». Пространственные характеристики и метаморфозы сказочного пространства, мифологемы лестницы и ключа, оппозиции горизонтали вертикали, исчезновения появления, открытости замкнутости, безграничности ограниченности, координаты демонического и райского миров подчинены движению этической мысли. Движение вниз, с одной стороны, несёт в себе семантику нарастающей опасности, страха, обречённости, приближающейся гибели, с другой знаменует волшебный переход в сказку и обратно в действительный мир. Диалектика вертикали горизонтали репрезентирует мотив странствия главного персонажа в его движении к неведомой цели. Приключения главного героя в сказочной вселенной с её пространственной динамикой и нарастающим напряжением борьбы и движения обусловливают поступки Алёшки, требующие от него милосердия, терпения и мужества и в конечном итоге приведшие к спасению чудесного королевства. Его путешествие по сказочным озёрам символизирует определённые этапы духовного пути героя. Особый статус в сказке имеет пространство замка Эвидентиса, присутствует неявная оппозиция рая и ада, имеющая пространственные характеристики. Серное озеро как по своему названию, так и по виду маркирует адское место, в то время как возрождённый королевский замок Эвидентис предстаёт как образ всеобщего счастья, любви и несмолкающего веселья, вечного пира в божественном лоне. Моделирование многомерного и амбивалентного пространства имеет огромную дискурсивную значимость и позволяет реализовать в сказке важнейший мотив пути пути взросления, познания мира и самопознания юного героя, обретения им высших смыслов бытия.
Об авторах
М. Ю. ЕлеповаРоссия
Елепова Марина Юрьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы
163002, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 17
Н. Г. Кабанова
Россия
Кабанова Наталия Григорьевна, аспирант, кафедра литературы
163002, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 17
Список литературы
1. Азадовский М.К. История русской фольклористики. М., 1958. 478 с.
2. Айзенберг М.Н. Власть тьмы кавычек // Знамя. 1997. № 2. С. 214-221.
3. Словарь литературных терминов / ред.-сост.: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. 509 с.
4. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 304 с.
5. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 2005. 405 с.
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. 502 с.
7. Лихачёв Д.С. Поэтика древней русской литературы. М., 1979. 245 с.
8. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 280 с.
9. Павлютенкова И.В. Сказка: Философско-культурологический анализ: дис. ... канд. философ. наук. Ростов н/Д., 2003. 135 с.
10. Бахтин M.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: 1984 1985. М., 1986. С. 80-160.
Рецензия
Для цитирования:
Елепова М.Ю., Кабанова Н.Г. Особенности моделирования художественного пространства в сказке Софьи Прокофьевой «Королевство семи озёр». Неофилология. 2022;8(4):786-795. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-4-786-795
For citation:
Elepova M.Y., Kabanova N.G. Features of modeling art space in Sofia Prokofiev’s fairy tale “Kingdom of Seven Lakes”. Neophilology. 2022;8(4):786-795. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-4-786-795