Принципы разграничения речевых жанров, выражающих положительную оценку
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-519-533
Аннотация
Рассмотрен вопрос о возможности однозначного разграничения близких по значению жанров, входящих в одну тематическую группу. Целью исследования является описание риторических параметров жанров похвала, одобрение, комплимент и лесть, входящих в группу жанров положительной оценки человека и его действий, а также выработка критериев разграничения указанных жанров. Все жанры, относящиеся к этой группе, объединяет позиция адресанта: он испытывает (или делает вид, что испытывает) тот или иной положительный настрой, о чѐм хочет оповестить адресата. Подробно описаны риторические признаки всех жанров группы и выделены те характеристики, по которым их можно разграничить. Центральным элементом группы положительно-оценочных жанров считается похвала. Сопоставление похвалы с другими жанрами показывает, что различия чаще всего касаются объекта оценивания (в похвале объектом является человек, а в одобрении – идеи, проекты и другие продукты интеллектуальной деятельности) и характера используемых оценок (похвала строится на объективных оценках, а комплимент – на субъективных).
Об авторах
Т. В. АнисимоваРоссия
Анисимова Татьяна Валентиновна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин
236006,, г. Калининград, ул. Генерала Галицкого, 30
С. А. Чубай
Россия
Чубай Светлана Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской филологии и журналистики
400062, г. Волгоград, пр. Университетский, 100
Список литературы
1. Леонтьев В.В. Похвала похвале рознь: к вопросу о концептуализации похвалы в английской лингвокультуре // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 3 (166). С. 245-251. https://elibrary.ru/yripor
2. Зимбули А.Е. Похвала: нравственно-ценностные ракурсы // Символ науки: международный научный журнал. 2015. № 7-2. С. 65-71. https://elibrary.ru/ucvyod
3. Янкина Е.В. Адресат речевых жанров социальной поддержки // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2013. Т. 14. № 16 (119). С. 53-56. https://elibrary.ru/rmtfgp
4. Горобец О.Б. Похвала и комплимент: межжанровые границы // Учѐные записки Комсомольского-наАмуре государственного технического университета. 2010. Т. 2. № 2. С. 75-80. https://elibrary.ru/mqpmvn
5. Сапунова А.В. Критика и похвала подчинѐнных – мощное средство активизации их деятельности // Новая аптека. Эффективное управление. 2008. № 12. С. 46-49. https://elibrary.ru/jxgwld
6. Жумакеева Э.Б., Джаркинбаева Н.Б. Лексико-грамматическое выражение одобрения-похвалы и неодобрения-недовольства в конкретной речевой ситуации // Alatoo Academic Studies. 2021. № 3. С. 171-183. https://doi.org/10.17015/aas.2021.213.019, https://elibrary.ru/mugjdr
7. Погожая С.Н. Особенности репрезентации концепта «Одобрение/похвала» в современном английском языке // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). С. 119-125. https://elibrary.ru/tfxgtr
8. Формановская Н.И. Одобрение, похвала // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): Словарь-справочник / под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2014. С. 356-357. https://elibrary.ru/uqajoz
9. Султаш С.А., Галичкина Е.Н. Жанрово-стилистические характеристики онлайн-комментария «одобрение» в социальной сети ВКонтакте // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13. № 4 (52). С. 153-160. https://doi.org/10.51609/2079-3499_2022_13_04_153, https://elibrary.ru/gwjwcw
10. Горяинова Н.Н. Стратегии и тактики речевого поведения с применением высказываний похвалы и одобрения: дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2010. 194 с. https://elibrary.ru/ooruok
11. Анисимова Т.В. К вопросу о значении термина «речевой жанр» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 1. № 1. С. 104-111. https://elibrary.ru/ppxxsf
12. Анисимова Т.В., Пригарина Н.К., Чубай С.А. Система риторической аргументации в дискурсе социальной рекламы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2019. Т. 18. № 2. С. 159-173. http://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.2.14, https://elibrary.ru/xctztj
13. Трофимова Н.А. Грамматика похвалы. Языковые средства реализации речевого акта похвалы // Альманах современной науки и образования. 2007. № 3-3. С. 228-231. https://elibrary.ru/peizfr
14. Воронина Н.В., Горяинова Н.Н. Похвала и одобрение как методы стимулирования учебной деятельности воспитанников // Научные горизонты. 2017. № 3. С. 51-54. https://elibrary.ru/yorrne
15. Темиргазина З.К., Бачурка М.С. Речевые акты похвалы и одобрения в педагогическом дискурсе // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. Т. 8. № 1. С. 97-105. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2017-8-1-97-105, https://elibrary.ru/yfubpj
16. Бигунова Н.А. Одобрение, похвала, комплимент и лесть в теории речевых актов // Записки з романогерманської філології. 2015. № 2 (35). С. 31-40. https://elibrary.ru/wkdwmp
Рецензия
Для цитирования:
Анисимова Т.В., Чубай С.А. Принципы разграничения речевых жанров, выражающих положительную оценку. Неофилология. 2023;9(3):519-533. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-519-533
For citation:
Anisimova T.V., Chubay S.A. Principles of delimitation of speech genres expressing a positive assessment. Neophilology. 2023;9(3):519-533. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-519-533