Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Лингвосенсорика образа собеседника в романе Г. Бѐлля «Глазами клоуна»

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-534-544

Аннотация

Цель исследования заключается в том, чтобы описать сенсорные особенности восприятия собеседника главным персонажем романа Г. Бѐлля «Глазами клоуна». В качестве материала исследования выбрана сенсорная лексика, репрезентирующая запахи, кожные реакции и цветовые сочетания одежды, которые воспринимает главный герой анализируемого художественного произведения. Новизна исследования состоит в том, что впервые были рассмотрены особенности вербализации ольфакторных ассоциаций в романе Г. Бѐлля «Глазами клоуна»; впервые в нѐм был проведѐн количественный анализ лексемрепрезентантов кожных реакций; впервые проанализированы колоронимы, служащие для описания цветовых сочетаний одежды персонажей романа. Методологической основой данного исследования стал лингвокультурологический подход, позволивший интерпретировать полученные результаты в культурном аспекте. Актуальность работы определяется еѐ целью и активным развитием лингвосенсорики как нового направления лингвистических исследований. Проведѐнный анализ лексических средств выражения сенсорного восприятия собеседника в одном конкретном художественном произведении следует рассматривать как своеобразный вклад в развитие лингвосенсорики. Сенсорная лексика позволяет выразительно описывать внутреннее состояние героев, их переживания, чувства, эмоции, формировать их психологические портреты на основе запахов, кожных реакций и восприятия цветовых сочетаний в одежде. Работа может быть интересна специалистам в области германистики, психолингвистики, лингвистической семантики, межкультурной коммуникации, лингвокультурологии. Перспективным представляется лингвистический анализ сенсорной лексики художественных произведений других немецкоязычных авторов с учѐтом еѐ культурного контекста. 

Об авторах

Ю. М. Шемчук
ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет»
Россия

Шемчук Юлия Михайловна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области гуманитарных и прикладных наук

119034, г. Москва, ул. Остоженка, 38, стр. 1 



М. В. Спанопуло
ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения»
Россия

Спанопуло Маргарита Владимировна, кафедра германской филологии факультета романо-германских языков

141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24



Список литературы

1. Вольская Ю.А. База данных лексических единиц, описывающих боль: перспективы исследования // Филология и культура. 2020. № 3. С. 18-24. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2020-61-3-18-23, https://elibrary.ru/nwfxxc

2. Лаенко Л.В. Перцептивный признак как объект номинации: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Воронеж, 2005. 39 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002973074?page=1&rotate=0&theme=white

3. Мухина Ю.Н. Полимодальность и полифункциональность сенсорного словаря (на примере лексемы «острый») // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докл. 8 Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2021. С. 92-98. https://elibrary.ru/dvftox

4. Нагорная А.В. Лингвосенсорика как перспективное направление современных лингвистических исследований. М.: ИНИОН РАН, 2017. 86 с. https://elibrary.ru/zxbaff

5. Berlin B., Kay P. Basic color terms: their universality and evolution. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1969. 210 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED019655.pdf

6. Drobnick J. Olfactocentrism // The smell culture reader. Oxford; New York: Berg, 2006. P. 1-12. URL: https://ebook-full.com/get-ebook/read.php?id=tk4dAQAAIAAJ&t=the-smell-culture-reader&a=jim-drobnick&h=462&w=www.oswinooze.com

7. Smith M. Sensing the past: Seeing, hearing, smelling, tasting and touching in History. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 2007. 192 p. URL: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=RwCO9lylMS4C&oi=fnd&pg

8. Steinvall A. Colors and emotions in English // Anthropology of color: Interdisciplinary multilevel modeling. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2007. P. 347-362. http://dx.doi.org/10.1075/z.137.23ste

9. Богатова С.М. Лингвосенсорика смерти в рассказе Джеймса Джойса «Сестры» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 14. С. 23-31. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.4, https://elibrary.ru/gvlwee

10. Метласова Т.М., Ковальчук О.Л. Лингвостилистические особенности реализации сенсорных образов в произведениях Джоанн Харрис // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов 7 Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2020. С. 65-72. https://elibrary.ru/jviqvt

11. Молчанова С.Е. Роль образных сравнений в восприятии романа Э. Этвуд «Слепой убийца» // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. С. 53-57. https://elibrary.ru/ykkfnj

12. Проскурина Л.В. Модели выражения модуса зрительной перцепции в языковой картине мира И.И. Лажечникова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. С. 1-9. https://doi.org/10.18413/2075-4574-2018-37-1-37-45, https://elibrary.ru/xmqzhf

13. Якушкевич И.В. Лингвосенсорика символов смерти в «Поэме воздуха» М.И. Цветаевой: к 130-летию со Дня рождения поэтессы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2022. № 2. С. 262-279. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-2262-279, https://elibrary.ru/pqyyes

14. Трофимова Н.Э., Мамцева В.В. Вербальная репрезентация женских запахов искусственного происхождения в немецкоязычном романтическом дискурсе // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 58. С. 71-82. https://doi.org/10.17223/19986645/58/5, https://elibrary.ru/mlglff

15. Пономарёва А.Ю. Репрезентация концепта «цвет» в творчестве Генриха Бѐлля (на примере колоратива «красный») // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. ст. 6 Междунар. науч. конф. молодых учѐных. Екатеринбург: ООО «Изд-во УМЦ УПИ», 2017. Ч. 2. С. 215-220. https://elibrary.ru/yqwktn

16. Левченко М.Н. Роман Г. Бѐлля «Глазами клоуна» и его языковое пространство // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2019. № 2. С. 15-23. https://doi.org/10.18384/2310-712X-2019-2-15-23, https://elibrary.ru/ubtiqt

17. Щибря О.Ю. Композиционно-речевые формы как составляющие художественного текста: содержание и структура (на материале романа Г. Бѐлля «Глазами клоуна» и его переводов на русский язык): дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2006. 160 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002870436

18. Шиндель С.В. Антисимметрийные семантические структуры романа Генриха Бѐлля «Глазами клоуна» // Язык науки и профессиональная коммуникация. 2020. № 2. С. 70-77. https://doi.org/10.24411/ 2658-5138-2020-10006, https://elibrary.ru/mfmmca

19. Шеверинова О.В. Структурная организация и социопрагматический потенциал номинационных рядов в творчестве В.П. Астафьева и Г. Бѐлля: общее и специфическое // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2016. С. 105-111. https://elibrary.ru/wawnpr

20. Рейзвих Я.С. Актуализация архетипа трикстера в романе Генриха Бѐлля «Глазами клоуна» // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2010. № 2. С. 69-71. https://elibrary.ru/pmiyyv

21. Фролова И.И. Зооморфные метафоры в романе Г. Бѐлля «Глазами клоуна» и их перевод на русский язык // Учѐные записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Т. 150. № 2. С. 267-273. https://elibrary.ru/jrgwtv

22. Цыганкова Э.Д. Идиостиль Генриха Бѐлля в романе «Глазами клоуна» и специфика его перевода на русский язык // European Research: сб. ст. 27 Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. Ч. 2. С. 84-86. https://elibrary.ru/izejhd

23. Кузьменко Е.Л., Свиридов Л.К. Отражение эмоций в языке и речи. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2018. 276 с. https://elibrary.ru/ywgaol

24. Точилина Ю.Н. О некоторых особенностях невербального поведения немцев и русских // Сибирский филологический журнал. 2013. № 1. С. 183-188. https://elibrary.ru/qbfqeh

25. Даниличева А.А. Невербальная коммуникация как элемент национальной культуры в русской и немецкой культурах // Вестник научных конференций. 2016. № 11-2 (15). С. 35-40. https://elibrary.ru/xicgwn

26. Шемчук Ю.М. Нюансирование при переименовании (на материале немецкого языка последних десятилетий) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 4 (54). С. 49-53. https://elibrary.ru/wbwmhp


Рецензия

Для цитирования:


Шемчук Ю.М., Спанопуло М.В. Лингвосенсорика образа собеседника в романе Г. Бѐлля «Глазами клоуна». Неофилология. 2023;9(3):534-544. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-534-544

For citation:


Shemchuk Yu.M., Spanopulo M.V. Linguistic sensory of the interlocutor’s image in H. Boll’s novel “The Clown”. Neophilology. 2023;9(3):534-544. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-534-544

Просмотров: 214


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)