Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Имя собственное в нормативно-научном тексте

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-4-838-850

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Способность имени собственного отражать как собственно предметные сведения, так и многоплановую фоновую информацию ставит его в один ряд с основным носителем научного знания – термином. В исследовании языкового выражения знания актуальным становится вопрос о роли и месте ономастической лексики в содержании школьного образования. Целью исследования является анализ качественного состава, количественных параметров и характера взаимоотношений имён собственных в структуре существующих учебных текстов, что позволит сформулировать требования к организации ономастического наполнения вновь создаваемых текстов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужил массив имён собственных, извлечённых методом сплошной выборки из текстов учебников и программ по всем предметам общего среднего образования конца 1980-х – начала 2000-х гг. При обработке полученного материала, представленного в формате Базы данных, использовались аналитический, сопоставительный, полевой методы, элементы статистического метода.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Определено общее количество и состав ономастических единиц в учебных текстах, установлены показатели частотности и распространённости данных единиц, разграничены ядерные и периферийные компоненты данного ономастического пространства, выявлено соотношение повторяющихся и единичных онимов, охарактеризована их роль в выражении предметного знания, сформулированы условия оптимальной организации учебного ономастического пространства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Полученные данные дают представление об объёме и характере ономастического фрагмента общеобязательного научного знания, отражаемого в нормативнонаучных текстах анализируемой эпохи. Эти результаты создают основу для реализации системного подхода к организации ономастической лексики в рамках нормативно-научных текстов. Сопоставление полученных данных с данными других временных отрезков позволит определить ономастический инвариант и переменные элементы в разновременных представлениях о составе базового ономастического знания.

Об авторе

Н. А. Максимчук
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»
Россия

МАКСИМЧУК Нина Алексеевна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка

214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4 



Список литературы

1. Максимчук Н.А. Нормативно-научная картина русской языковой личности в комплексном лингвистическом рассмотрении: в 2 ч. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2002. Ч. 1. 162 с.

2. Оксенчук А.Е. Специфика учебного научного текста: основные подходы к понятию «учебный текст» // Наука – образованию, производству, экономике: материалы ХVIII (65) Регион. науч.-практ. конф. Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2013. Т. 2. С. 277-279. https://elibrary.ru/yupmsd

3. Подолина О.В. Учебный текст как объект лингвистического исследования // Семантика и прагматика языковых единиц в синхронии и диахронии: норма и вариант: VI Междунар. науч. конф.: сб. науч. статей. Симферополь: Ариал, 2017. С. 243-248. https://elibrary.ru/zsfwoz

4. Николаева Т.Н. Понятие «учебный текст» в научном дискурсе // Наука и школа. 2024. № 4. С. 181-188. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2024-4-181-188, https://elibrary.ru/xkttoc

5. Зиганшина Ч.Р., Вильданова Э.М., Мазаева Т.В., Петунина А.Р. Учебный текст в парадигме научного знания: основы интегрального подхода // Глобальный научный потенциал. 2021. № 12 (129). С. 281-284. https://elibrary.ru/lzgrri

6. Кащеева А.В. Параметры когнитивного потенциала учебного текста // Неофилология. 2024. Т. 10. № 1. С. 84-94. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-84-94, https://elibrary.ru/dydosj

7. Рубас А.А., Щербак А.С., Агманова А.Е. Индивидуальные когнитивные проекции: потенциал учебного текста // Вопросы когнитивной лингвистики. 2022. № 4. С. 125-132. https://doi.org/10.20916/18123228-2022-4-125-132, https://elibrary.ru/bwfkwh

8. Александров Е.П., Воронцова М.В. Учебный текст и текстовая деятельность в образовательном процессе // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 6. С. 56-61. https://elibrary.ru/uxsiwn

9. Агманова А.Е., Рубас А.А. Потенциал учебного текста как основа формирования базы знаний в плоскости национальной культуры // Язык культуры и культура языка: сб. статей I Междунар. науч. конф. Сургут: Сургут. гос. пед. ун-т, 2023. С. 109-111. https://elibrary.ru/lrcaeu

10. Шубина Н.Л., Балуева А.С. Научно-учебный текст как социально значимый лингводидактический феномен // Научное мнение. 2017. № 9. С. 19-27. https://elibrary.ru/zmwexn

11. Gatiyatullina G.M., Solnyshkina M.I., Kupriyanov R.V., Ziganshina Ch.R. Lexical density as a complexity predictor: the case of science and social studies textbooks // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2023. Vol. 9. № 1. P. 11-26. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2023-9-1-02, https://elibrary.ru/wxmfrj

12. Paraschiv A., Dascalu M., Solnyshkina M.I. Classification of Russian textbooks by grade level and topic using readerbench // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2023. Vol. 9. № 1. P. 50-63. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2023-9-1-0-4, https://elibrary.ru/njssrq

13. Андреев С.Н., Максимчук Н.А. Квантитативный анализ проприальной лексики в нормативно-научных текстах (на материале учебников географии) // Дискурсивные практики в цифровую эпоху: традиции и инновации: сб. статей по материалам Междунар. науч. конф. Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2024. С. 14-20.

14. Щербак А.С. Концептуальные аспекты ономастики // Когнитивные исследования языка. 2009. № 4. С. 150-165. https://elibrary.ru/pnonwh

15. Щербак А.С. Мышление – ономастический знак – действительность // Когнитивные исследования языка. 2023. № 3-2 (54). С. 272-276. https://elibrary.ru/logqlm

16. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М., 1973. 246 с.

17. Топоров В.Н. Имя как фактор культуры // Исследования по этимологии и семантике: в 3 т. Т. 1. М.: Языки славянской культуры, 2005. С. 380-383.

18. Максимчук Н.А. Ономастические маркеры единого культурного пространства в структуре общеобязательного научного знания // Единая российская нация: проблемы формирования её идентичности: сб. статей участников Всерос. науч.-практ. конф. Арзамас, 2017. С. 225-227. https://elibrary.ru/ylkqui

19. Максимчук Н.А. Имя собственное и его лингвокультурологический потенциал в структуре общеобязательного знания // Лингвокультурологические чтения: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф., проведённой в рамках I Междунар. лингвокультурологического форума «Лингвокультурология и коммуникативная реальность XXI века: новые вызовы, новое осмысление». М., 2024. С. 308-311. https://elibrary.ru/dymyqe

20. Максимчук Н.А. Терминологическое поле ономастического пространства // Известия Смоленского государственного университета. 2017. № 4 (40). С. 155-168. https://elibrary.ru/zxwrcz

21. Зинченко В.П. Знание // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 240.

22. Брудный А.А. О диалектике понимания мира. М., 1985. С. 6.


Рецензия

Для цитирования:


Максимчук Н.А. Имя собственное в нормативно-научном тексте. Неофилология. 2024;10(4):838-850. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-4-838-850

For citation:


Maksimchuk N.A. Proper name in a normative scientific text. Neophilology. 2024;10(4):838-850. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-4-838-850

Просмотров: 78


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)