Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Сетевое интервью в прямом эфире: форматы и особенности коммуникации

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-389-399

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Развитие технического прогресса привнесло в современную журналистику множество возможностей, особенно значимым событием стало появление Интернета. В последние 10–15 лет происходит активное развитие сетевого пространства, а его пользователи всё чаще становятся авторами контента – блогерами. Жанр интервью на протяжении долгого времени и до сих пор является одним из самых популярных и востребованных в журналистике, а теперь и в блогинге. Интервью адаптируется под новые условия существования, особенно явно трансформируются его видеоформаты. Цель исследования – изучить и теоретически осмыслить особенности интервью в прямом эфире, а также варианты взаимодействия в нём ведущего и аудитории.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования являются трансляции интервью, прошедшие в прямом эфире. Использованы общенаучные методы: теоретический синтез литературы, посвящённой вопросам генезиса жанра интервью и явления прямого эфира, их современному этапу развития, а также описаны просмотренные видеоматериалы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлено, что сетевое интервью в прямом эфире имеет несколько парадоксов. Во-первых, в кадре находится только один человек, что нарушает, казалось бы, одно из основных требований к интервью – наличие как минимум двух собеседников. Во-вторых, ведущий и автор программы является не интервьюером, как это было, например, на телевидении, а интервьюируемым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Разговор и коммуникация собеседников в описанных условиях всё ещё может являться разновидностью интервью, а его проведение возможно благодаря большой интерактивности видеоформата в Сети.

Об авторе

Д. К. Лаптиева
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
Россия

ЛАПТИЕВА Дарья Константиновна, научный сотрудник кафедры общего языкознания и стилистики

394018, г. Воронеж, Университетская площадь, 1



Список литературы

1. Абросимова Е.Е., Малахова В.Р. Видеоблогосфера: социально-психологический аспект // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2021. Т. 13. № 3. С. 207-216. https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2021-3/207-216, https://elibrary.ru/hlghni

2. Абросимова Е.Е., Филипова А.Г. Рейтинг популярных видеоблогеров: взгляд современных подростков // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2022. № 2 (61). С. 131-137. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2022-2/131-137, https://elibrary.ru/hkrczi

3. Руденкин Д.В., Грушевская В.Ю. Основные векторы анализа видеоблогов в современной социальногуманитарной науке // Теория и практика общественного развития. 2021. № 11 (165). С. 67-72. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.11.9, https://elibrary.ru/kbdddw

4. Шестерина А.М. Аудитория видеоблогов как криэйтор медиадискурса // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022. Т. 41. № 4. С. 662-669. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-4-662-669, https://elibrary.ru/vtdayv

5. Шестерина А.М. Видеоблогинг как платформа популяризации ценностей культуры // Этнопсихолингвистика. 2022. № 3 (10). С. 41-50. https://doi.org/10.31249/epl/2022.03.03, https://elibrary.ru/pcmfhu

6. Шестерина А.М. Жанровый аспект формирования экранного имиджа видеоблогера // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 140-146. https://elibrary.ru/eqgsjv

7. Болотнова Н.С. Гармонизация общения участников интервью в авторской телевизионной программе: коммуникативно-прагматический и регулятивный аспекты // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (225). С. 86-94. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-1-86-94, https://elibrary.ru/txfauy

8. Бейненсон В.А. Трансформация жанра интервью в YouTube: типология экспериментальных форматов // Вопросы журналистики. 2022. № 11. С. 54-70. https://doi.org/10.17223/26188422/11/3, https://elibrary.ru/ccykvc

9. Попова С.Ю., Селезнёва А.В. Социально-политическая и гражданская активность молодёжи: между массовизацией и индивидуализацией // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10. № 1 (37). С. 12-22. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-1-12-22, https://elibrary.ru/frvdzu

10. Градюшко А.А. Платформа YouTube как площадка для массмедиа: оценка эффективности // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2019. № 2 (225). С. 63-69. https://elibrary.ru/itmizs

11. Комилов К.И. Интерактивные особенности «Новых медиа» // Учёные записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2019. № 3 (60). С. 125-128. https://elibrary.ru/tcibgr

12. Грабельников А.А., Гегелова Н.С. Экранная коммуникация и визуализация журналистики. Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2019. 334 с. https://elibrary.ru/jmjjkk

13. Бычкова М.Б. Современный видеоблог: причины популярности и жанровое многообразие // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2019. № 1 (60). С. 127-131. https://elibrary.ru/wtadsl

14. Высоцкая И.В. Альтернативный вопрос в YouTube-интервью: лингвистический, прагматический, когнитивный аспекты // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2022. Т. 21. № 6. С. 79-88. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-6-79-88, https://elibrary.ru/yqgbyf

15. Абросимова Е.Е., Малахова В.Р. Видеоблогосфера: социально-психологический аспект // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2021. Т. 13. № 3. С. 207-216. https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2021-3/207-216, https://elibrary.ru/hlghni

16. Jankowicz D. Sociality and negotiation in the research grid interview // Personal Construct Theory & Practice. 2019. Vol. 16. Р. 94-99. http://dx.doi.org/10.69995/YGLC4086.


Рецензия

Для цитирования:


Лаптиева Д.К. Сетевое интервью в прямом эфире: форматы и особенности коммуникации. Неофилология. 2025;11(2):389-399. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-389-399

For citation:


Laptieva D.K. Live online interview: formats and features of communication. Neophilology. 2025;11(2):389-399. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-389-399

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)