Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Коммуникативные стратегии и тактики, применяемые в селебрити-контенте на видеохостинге «Ютьюб»

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-789-801

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Несмотря на то, что медиаматериалы, посвящѐнные частной жизни знаменитостей, являются предметом пристального внимания специалистов гуманитарных дисциплин достаточно давно, экранный селебрити-контент остаѐтся малоизученным явлением. Цель – изучить особенности речевого поведения обозревателей светской хроники на медиаплатформе «Ютьюб» и выявить наиболее распространѐнные коммуникативные стратегии и тактики.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Эмпирической базой исследования стали 100 видеороликов в жанре «обзора» новостей шоу-бизнеса и блогосферы, размещѐнных на онлайнвидеохостинге «Ютьюб» в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. Использованы дискурс-анализ, сравнительный и контекстуальный методы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Специфика видеоблогинга, заключающаяся в интерактивном взаимодействии с массовой аудиторией, присутствии автора в кадре и распространении концепции «новой искренности», определяет набор речевых средств, применяемых в рамках новых аудиовизуальных медиа. В отличие от телевизионных аналогов в селебрити-контенте на видеохостинге «Ютьюб» коммуникативное поведение его создателей крайне экспрессивно и персонифицировано, а сами речевые высказывания нередко несут денотативную или коннотативную оценку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Определены наиболее часто используемые стратегии и тактики на ютьюб-каналах со «звѐздной тематикой», адресатом которых может быть как интернет-аудитория, так и объект обсуждения, то есть селебрити. Если кооперативные стратегии применяются с целью реализации речевого воздействия в отношении зрителей, то конфронтационные адресованы в большинстве случаев знаменитостям.

Об авторе

А. Д. Колосова
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
Россия

КОЛОСОВА Анастасия Дмитриевна, аспирант, кафедра общего языкознания и стилистики

394018, г. Воронеж, Университетская площадь, 1



Список литературы

1. Косова Г.Р. «Звѐздное» интервью как компонент российского нарратива знаменитостей (на материале досуговых изданий) // Журналистика XXI века: в пространстве культуры: материалы Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург: ООО «Медиапапир», 2023. С. 418-426. https://elibrary.ru/ejhgnc

2. Милостивая А.И. Селебрити как персонаж масс-медийного нарратива (на материале статей о Ким Кардашьян) // Научный диалог. 2017. № 8. С. 84-103. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-8-84-103, https://elibrary.ru/zekhmv

3. Беленко В.Е. Прагматические особенности изданий о звѐздах шоу-бизнеса // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2010. Т. 9. № 6. С. 64-70. https://elibrary.ru/muyuwb

4. Татару Л.В. История знаменитости как новый феномен масскультуры // Филологические науки. 2010. № 5-6. С. 46-55. https://elibrary.ru/nedyjb

5. Иванова С.В., Хакимова Г.Ш. Жанр светских слухов в дискурсе англоязычных массмедиа // Russian Journal of Linguistics. 2020. Т. 24. № 2. С. 386-418. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2020-24-2-386-418, https://elibrary.ru/fanowf

6. Татару Л.В. История знаменитости: жанровые и лингвокультурные особенности // Русский след в нарратологии: материалы Междунар. науч. конф. Балашов, 2012. С. 209-218.

7. Хакимова Г.Ш. Функционально-прагматический аспект текстов слухов о селебрити в англоязычном массмедийном дискурсе // Современные исследования социальных проблем. 2021. Т. 13. № 2. С. 164-178. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2021-13-2-164-178, https://elibrary.ru/ikuysn

8. Driessens O. Celebrity capital: redefining celebrity using field theory // Theory and Society. 2013. № 42. P. 543-560. https://doi.org/10.1007/s11186-013-9202-3

9. Mills S., Patterson A., Quinn L. Fabricating celebrity brands via scandalous narrative: crafting, capering and commodifying the comedian, Russell brand // Journal of Marketing Management. 2015. Vol. 31. Issue 5-6. P. 599-615. https://doi.org/10.4324/9781315188300

10. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. Москва: Центр психологии и психотерапии, 1998. 480 с.

11. Фромм Э. Здоровое общество. Москва: АСТ, 2022. 528 с.

12. Adorno T.W. The Culture Industry. Selected essays on mass culture. London: Routledge, 1991. 178 p.

13. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Москва: ЛЕНАНД, 2021. 308 с. https://elibrary.ru/ufdxfd

14. Горшкова Л.А. Коммуникативные особенности социального медиа YouTube в современном информационном пространстве // Медиасреда. 2020. № 2. С. 94-100. https://elibrary.ru/xftjve

15. Шестерина А.М. Аудитория видеоблогов как криэйтор медиадискурса // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022. Т. 41. № 4. С. 662-669. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-4-662-669, https://elibrary.ru/vtdayv

16. Rettberg J.W. Blogging. Cambridge: Polity Press, 2008. 176 p.

17. Иссерс О.С. Грани «новой искренности» в современной политической коммуникации // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2020. Т. 19. № 6. С. 216-227. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-6-216-227, https://elibrary.ru/cszzss

18. Мерзлякова В.Н. Celebrity culture в системе современных культурных индустрий: особенности производства публичности в структуре новых медиа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 47-63. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.2008, https://elibrary.ru/ewiwsa

19. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж: Истоки, 2001. 252 с. https://elibrary.ru/qxoqup


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Колосова А.Д. Коммуникативные стратегии и тактики, применяемые в селебрити-контенте на видеохостинге «Ютьюб». Неофилология. 2025;11(3):789-801. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-789-801

For citation:


Kolosova A.D. Communicative strategies and tactics used in the celebrity content on YouTube. Neophilology. 2025;11(3):789-801. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-789-801

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)