Preview

Неофилология

Расширенный поиск
Том 11, № 3 (2025)
Скачать выпуск PDF

ПАРАДИГМЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИКА

528-539 3
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Проблема лингвистически достоверного определения способа образования наречий в древнерусском языке сохраняет свою актуальность на современном этапе развития русской грамматической науки. Представлен синхронный словообразовательный анализ древнерусских наречий, который даѐт возможность установить и описать причины погрешностей при определении их способов образования. Цель исследования – доказать, что основным способом образования наречий для эпохи древнерусского периода является префиксальный способ, причѐм в роли производящей основы выступает первичное наречие.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования выступают контексты, содержащие наречия разных лексико-грамматических разрядов из опубликованных (печатных) памятников древнерусской письменности и лексикографические данные. Исследованы разные подходы к трактовке способов образования изучаемых единиц. Основой для интерпретации является словообразовательный и морфемный анализ древнерусских наречий в синхронном срезе. Исторический и сопоставительный методы, приѐмы контекстуального анализа использовались сообразно решаемой задаче.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В ходе исследования установлено, что неверные выводы об образовании наречий в древнерусском языке основаны на их внешнем сходстве с формами, существующими в современном языке; доказано, что основным способом образования наречий для эпохи древнерусского периода является префиксальный способ, при котором в роли производящей основы выступает первичное наречие. Определено, что для установления реальной картины образования наречий в древнерусском языке необходимо соблюсти два условия: 1) дистанцироваться от теории адвербиализации как единственно допустимого подхода к пониманию способа образования наречий; 2) осуществлять описание словообразовательных типов и лексико-семантических групп наречий строго в синхронном срезе, не полагаясь на прозрачную структурность словоформ в современном русском языке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Интерпретация результатов исследования свидетельствует о том, что наиболее аргументированным является подход, при котором на первый план объективно выдвигается префиксальный способ образования древнерусских наречий, в рамках которого в истории развития русского языка сформировалась схема словообразовательного типа «префикс + первичное наречие → вторичное наречие».

540-552 6
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность сопоставительного анализа стихотворений А.С. Пушкина «Я вас любил» и «На холмах Грузии» с позиций лингвистического анализа художественного текста (ЛАХТ), который имеет по существу комплексный характер, позволяющий наиболее эффективно отражать межпредметные связи и междисциплинарные знания в рамках многоуровневой системы языка. Цель – на основе языкового анализа показать возможности интерпретации пушкинских текстов с учѐтом их тематической и жанровой близости, особенностей композиционного построения и образности. Особое место уделено актуальному членению предложения, которое часто не оказывается компонентом ЛАХТ.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В качестве языкового материала представлены тексты А.С. Пушкина. Используются описательный и текстуальный методы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ подтверждают выводы исследователей о простоте языка пушкинских текстов как показателе идиостиля поэта в поздний период его творчества. Наиболее существенным признаком, играющим значительную роль в создании общей образности, является инверсия, которая близка к разговорной литературной речи. Выявлены смысловые нагрузки грамматических частей высказывания, которые имеют различное соотношение с актуальным членением. В результате установлено, что актуальное членение предложения выполняет функцию смыслового развѐртывания текста, структурирует в нѐм смысловые связи между высказываниями, которые в своѐм единстве обеспечивают целостное понимание текста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализ стихотворений А.С. Пушкина показал необходимость учѐта в ЛАХТ не только традиционно выделяемых его компонентов (история создания текста, его тематика и жанр, образы, изобразительно-выразительные средства), но и такой компонент, как актуальное членение предложения. Оно является системно востребованным компонентом для понимания текста в целом, позволяет осмыслить единство языка и литературоведения в восприятии читателем художественного текста как эстетического объекта.

553-564 3
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Для нужд высшего образования необходимо иметь описание всех востребованных в соответствующем профессиональном общении риторических жанров, поскольку коммуникативная компетентность специалиста напрямую зависит от умения использовать в своей речи стереотипы институциональной коммуникации. В связи с этим целью исследования является разработка принципов отбора жанровых форм для создания частных риторик, необходимых для формирования коммуникативной компетенции соответствующих специалистов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В исследовании использовались диагностический и причинно-следственный виды анализа, которые сопровождались применением методов абстрагирования и моделирования. Материалом для анализа послужили, с одной стороны, современные научные исследования в области лингвистической теории жанра, а с другой стороны, обширный эмпирический материал, собранный автором в процессе написания учебников по риторике.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результатом исследования стало формулирование собственно риторического подхода к построению жанровой системы частной риторики, который требует, чтобы сначала был произведѐн отбор тех речевых событий, которые характерны для работы соответствующего специалиста; затем выделены облигаторные (обязательные для данной частной риторики) жанры. Далее выделяются полидискурсивные (характерны для нескольких частных риторик, но имеющие в каждой риторике существенные специфические черты) и свободные (не закреплѐнные за определѐнным дискурсом) жанры. Наконец, в последнюю очередь рассматриваются периферийные (не обязательные для употребления, не привязанные к определѐнным профессионально значимым ситуациям) жанры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сделан вывод, что для того, чтобы составить классификации жанров, необходимо использовать собственно риторические критерии для их отбора, отражающие назначение данной дисциплины.

565-576 3
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе развития национальной культуры большое внимание уделяется словам, определяющим лингвофилософские аспекты русской языковой картины мира. Понятие судьба входит в систему данных представлений, что в рамках изучения и дальнейшего анализа дефиниций словарей различных типов была определена система словообразовательных, сочетаемостных, ассоциативных и этимологических возможностей слова судьба. На этой основе описываются свойства данной лексемы, неуловимые вне рамок интегрального описания. Цель исследования – установить особенности современного понимания русской лексемы судьба и создание еѐ лексикографического портрета.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили данные словарей различного типа. В ходе анализа учтены принципы, приѐмы описательного метода, сравнения; анализ лингвистической, научной и учебно-методической литературы, обобщение и элементы статистического метода иллюстративного характера.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Составлен лексикографический портрет слова судьба.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Установлено, что формирование содержательно-смысловых, грамматических и других ресурсов слова судьба осуществляется под воздействием национальных и культурологических представлений русского народа. Следовательно, при проведении лексикографического портретирования можно установить этнокультурные коннотации, которые репрезентирует конкретная лексема и еѐ дериваты.

577-586 3
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Описание национально-культурной специфики языка как системного и функционального образования в рамках, прежде всего, традиционной культуры происходит в русле исследований взаимосвязи языка и культуры, в частности, изучения ментальных пространств. Цель исследования – моделирование дискурсивного пространства в контексте функционирования универсальных модусов как составляющих семантико-семиотического языка культуры в рамках его концептуализации.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалами исследования являются теоретико-практические изыскания учѐных-лингвистов в области функционирования ментального пространства как области концептуализации языка и культуры, полевые материалы автора статьи, собранные на территории Тамбовской области. Методы исследования – наблюдение, метод полевого исследования, герменевтический метод как базовый анализ семантико-семиотических смыслов и значений составляющих компонентов, контекстуальный и семантический анализы, а также элементы дискурсивного анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Дан анализ репрезентации национально-культурных особенностей языка в рамках ментальных пространств дискурсов культуры. Рассмотрены составляющие моделирования дискурса ментального пространства, включающие структуру, принципы, организацию, динамику бытия, формы его организации и выражения, показаны составляющие семантического ядра культуры и их функционирование в виде универсальных модусов «бытие в себе», «бытие для себя», «бытие для другого». Исследование дискурсивного пространства в контексте функционирования универсальных модусов проведено на примере полевых материалов, собранных на территории Тамбовской области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Перспективы дальнейших научных разработок должны быть направлены на изучение дискурса традиционной культуры как единого ментального пространства.

587-598 3
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Анализ специфики жанров медицинского дискурса, отражѐнных в художественных текстах авторов XXI века, в настоящее время рассмотрен недостаточно, именно поэтому данная проблема стала целью нашего научного исследования, в котором уделено внимание особенностям выбора языковых средств, способствующих реализации интенции адресанта, а также определение частотности тех или иных речевых жанров.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Эмпирической базой послужили произведения современных врачей-писателей Т.Ю. Соломатиной «Акушер-ХА!» и А.А. Ломачинского «Рассказы судмедэксперта». Ведущими методами исследования стали метод контекстуального анализа, сравнительно-сопоставительный анализ и дискурсивный анализ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Превалирующими являются первичные речевые жанры медицинского дискурса: убеждение, жанр инвективы, мольба, просьба. На втором месте по численности – постановка диагноза, разъяснение. Наиболее частотными жанрами, отражѐнными в текстах Т.Ю. Соломатиной и А.А. Ломачинского, стали просьба и убеждение, что связано со спецификой работы врача, а также субъектов коммуникации. Отметим, что типичный набор языковых средств, присущих определѐнному жанру, или закреплѐнность за соответствующим коммуникантом (врач) не всегда присутствует в тексте. Так, в жанре разъяснения могли использоваться фамильярные фразы в шуточной форме. Жанр постановки диагноза зафиксирован в речи пациента. Просьба передавалась в гиперболизированной форме с использованием анималистичных лексем и манипулятивного приѐма (лесть). Этот речевой жанр реализовывался также в виде предостережения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Таким образом, для определения своеобразия жанров медицинского дискурса, отражѐнных в художественных текстах, важно учитывать такие параметры коммуникативной ситуации, как фактор адресата и интенции адресанта, нетривиальность изображаемых ситуаций. Всѐ это способствует выбору языковых средств, не только регламентированных правилами институционального дискурса, но и обусловленных прагматикой общения. Перспективой исследования станет сопоставительный анализ жанристики художественных текстов на медицинскую тематику авторов XX и XXI веков с целью выявления тех изменений, которые присутствуют в названном массиве.

599-610 3
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Цель исследования – реконструировать сегмент цветовой концептосферы флористического пространства русского языка на материале функционирующих в текстах различных дискурсов колористических дескрипций пшеницы.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом носящего полидискурсивный характер исследования послужили: лексикографические источники (толковые словари, ассоциативные словари, словари цветообозначений); результаты направленного ассоциативного эксперимента (332 респондента); «Собрание сочинений» К.Г. Паустовского; данные Национального корпуса русского языка; рекламные тексты («Авито»). Методы исследования: метод сплошной выборки, описательно-аналитический, контекстуальный, метод направленного ассоциативного эксперимента, количественной обработки данных.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлен состав значимых в цветовой перцепции и репрезентации пшеницы цветообозначений (24). Установлены доминанты цвета. Выявлены уникальные цветоописания, отражающие индивидуальную цветовую картину мира. Описаны способы уточнения цветового представления о растении (оттеночная палитра, сочетаемость цветов). Установлены способы расширения спектра металексемами, лексемами со значением интенсивности окраски, с имплицитным цветом, вплоть до лексем со значением „свет‟. Описана сочетаемость цветообозначений с фитонимической лексикой, с другой природной лексикой, с пространственной. Выявлен функциональный потенциал дескрипций, реализуемый в онтологической, видовой, изобразительновыразительной функции, прототипической, в функции создания цветового хронотопа. Охарактеризована степень реализации прототипической функции дескрипций (выявлен спектр созданных на их основе цветообозначений, 15 из которых не находили ранее отражения в словарях цветообозначений); описана специфика их функционирования в рекламном дискурсе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сделан вывод о потенциале колористических дескрипций пшеницы, о значимости полученных результатов для создания комплексного описания цветовой концептосферы русского языка.

ОНОМАСТИКА

611-621 4
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Целью является изучение в функциональном аспекте региональной ойконимии (названия населѐнных пунктов) в творчестве писателей Волгоградского края.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Основными методами исследования являются описательно-аналитический, представленный совокупностью следующих приѐмов: наблюдение, сопоставление, обобщение, комментирование и интерпретация эмпирического материала, аспектный, представленный функциональным и контекстуальным анализами. Материалом исследования послужила авторская картотека региональных ойконимов (всего 120), извлечѐнных из конкретных текстов Б.П. Екимова, С.Н. Синякина, А.И. Егина и некоторых других авторов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предложено понятие ойконимической доминанты художественного текста, описаны условия, которые влияют на приобретение ойконимической единицей статуса доминанты. Это понятие, как представляется, обладает концептуальной ценностью при изучении локального текста (в нашем случае – триады «Царицын – Сталинград – Волгоград»), при функциональном анализе имѐн собственных. Установлено, что многие ойконимы Сталинградского текста выполняют локализующую и идентифицирующую функции, некоторые – сюжетообразущую и смыслообразующую. Особое внимание уделено анализу ойконимии в рассказах Б.П. Екимова, показаны топонимическое разнообразие и номинативная вариативность географических имѐн. Характерной чертой многих его произведений является абзацное скопление ойконимов, связанное с реализацией мотивов одиночества, памяти, запустения или исчезновения. Ойконимы в его прозе способны реализовывать мнемоническую, эмоционально-оценочную, дидактическую функции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Произведения региональных авторов, ориентирующихся при создании пространства художественного мира на ономастикон малой родины, иногда хранят исчезнувшие (претерпевшие какие-либо территориально-административные изменения) топонимы, варианты наименований (официальные/неофициальные) населѐнного пункта и его жителей, незафиксированные специализированными словарями, включают версии происхождения названия, нередко народно-этимологические. Для топонимической лексикографии подобные тексты традиционно представляют интерес. Для литературной топонимики изучение поэтики региональных ойконимов на фоне поэтики нерегиональных – важная задача при понимании ономастической лаборатории писателя. Перспективы исследования связаны с дальнейшим уточнением понятия «ойконимическая доминанта», потенциально способного пополнить терминосистему литературной ономастики.

622-632 4
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Работа направлена на изучение механизмов конструирования современной городской идентичности через призму взаимодействия материальных и цифровых семиотических систем. Исследование нацелено на применение методологии Ю.М. Лотмана для анализа роли семиотических урбанистических кодов Ростова-на-Дону в формировании его медиаобраза в условиях цифровой эпохи. Предложен системный инструмент (таблица) для анализа взаимодействия исторических и современных урбан-кодов в медиапространстве.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Применѐн семиотический подход Ю.М. Лотмана, с помощью которого город представлен как «динамическая семиосфера», где конфликт и гибридизация кодов формируют новые уровни репрезентации урбан-пространства. На примере материалов городских медиа Ростова-на-Дону проанализировано, как исторические и современные урбан-коды взаимодействуют и трансформируются в медиапространстве сегодня.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Представлен системный подход к выявлению специфики исторических и современных урбан-кодов, формирующих переосмысление городской идентичности. Исследование показало, что семиосфера города структурируется через диалектическое взаимодействие исторических и современных кодов, где первые (архитектурные памятники, традиционные практики, лингвистические маркеры) выполняют функцию стабилизирующих элементов культурной памяти, а вторые (современные архитектурные комплексы, цифровые коммуникации, новые экономические модели) выступают как динамические факторы трансформации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследование продемонстрировало, что медиареальность не просто отражает город, а становится инструментом власти, сообществ и отдельных пользователей в борьбе за смыслы урбан-среды. Работа вносит вклад в дискуссию о трансформации городской семиотики в условиях цифровизации и представляет методологическую рамку для анализа подобных процессов в других постсоветских городах.

633-641 5
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Лексема «бедлам» представляет собой яркий пример лингвистического феномена – перехода имени собственного в нарицательное с полной детерминологизацией и приобретением устойчивой экспрессивной окраски. Еѐ семантическая эволюция отражает глубинные процессы метафорического переноса и адаптации заимствований в русском языке. Цель исследования – проследить этимологию, этапы семантической трансформации и определить стилистический статус лексемы «бедлам» в современном русском языке.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили данные авторитетных лексикографических источников XX–XXI веков (словари иностранных слов, толковые, энциклопедические и специальные словари). Использованы методы этимологического, семантического и стилистического анализа, а также метод сплошной выборки и систематизации словарных дефиниций.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Установлено, что семантика слова «бедлам» прошла путь от названия конкретного учреждения (психиатрической больницы в Лондоне) до экспрессивного обозначения крайнего хаоса и беспорядка. Выявлен механизм метонимического переноса (название места → явление, для него характерное), приведший к полной утрате прямого номинативного значения. Доказано, что в современном русском языке лексема прочно закрепилась в разговорном стиле, функционируя как синоним слов «хаос», «бардак», «неразбериха».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Определены три ключевых этапа в истории лексемы: заимствование, метафоризация и детерминологизация. Установлено, что еѐ стилистическая маркированность и экспрессивность являются прямым следствием произошедшего семантического сдвига. Делается вывод о том, что история слова «бедлам» является эталонным примером взаимодействия экстралингвистических факторов (история учреждения) и внутриязыковых процессов (семантический перенос), обогащающих язык выразительными средствами.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА В ЛИЦАХ, ФАКТАХ, СОБЫТИЯХ

642-653 6
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Журнал “Color and Rhyme”, издававшийся Давидом Бурлюком в эмиграции, традиционно трактуется как инструмент его самопрезентации. Однако в нѐм публиковались материалы и о других писателях и художниках – от классиков до американских авторов, представителей Русской Америки и соратников-футуристов. Эти тексты, лишь упоминавшиеся ранее, впервые становятся предметом специального анализа.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Выпуски журнала с 1931 по 1966 г. анализируются с применением историколитературного и литературно-биографического методов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В ходе анализа выявлено, что в журнале освещаются как фигуры классиков литературы и живописи, так и современников в Америке: местных поэтов и художников, а также выходцев из России. Публикации выполняли просветительскую функцию, способствовали поддержке начинающих авторов и художников, а также сохраняли память о соратникахфутуристах, прежде всего В. Хлебникове, В. Каменском и В. Маяковском.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В публикациях о деятелях литературы и искусства проявляется особая установка Давида Бурлюка на просветительскую деятельность. Его журнальный проект выполнял роль своеобразного культурного моста между разными пространствами – Россией и Америкой, эмигрантской средой и художественной метрополией, классическим наследием и новаторскими поисками. Таким образом, журнал “Color and Rhyme” становится площадкой культурного посредничества, выполняющей важные функции информирования, воспитания и формирования художественного вкуса.

654-663 5
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрен уровневый механизм формирования смысла художественного произведения, который представлен различными способами выражения: образы и символы, библейские мотивы, параллельные сюжетные линии, интертекстуальные параллели. На смысловом уровне происходит понимание текста, его обобщение, выявление скрытого и явного смысла и целостной картины. Цель исследования заключается в раскрытии содержания смыслового уровневого механизма в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», способствующего формированию многослойности смысла и полифоничности текста, отражающего единую художественную и философскую концепцию автора текста и глубинные философские, религиозные, этические и эстетические смыслы романа.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования является роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Использованный комплексный анализ основывается на контекстном, семантикостилистическом методах и методе интерпретации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Уровневый механизм формирования смысла действует для выявления различных смысловых отношений между контекстами текста, структурирования содержания и способствует созданию амбивалентности образов Воланда, Мастера и Маргариты, отражающих нравственно-философские идеи и поиск духовной истины. Присутствие параллельных сюжетных линий обеспечивает диалог между историей и современностью, интертекстуальные отсылки расширяют горизонты восприятия романа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализ художественного текста с использованием смыслового уровневого механизма обеспечивает приписывание особого значения объектам, процессам и явлениям в жизни человека, что лежит в основе формирования личностных смыслов и отражения жизненных потребностей. Исследование романа «Мастер и Маргарита» углубляет значимость символизма, интертекстуальности, религиозных мотивов и параллельных сюжетных линий в формировании многослойной смысловой структуры романа и акцентирует внимание на формировании этического смысла в романе «Мастер и Маргарита», что способствует дальнейшему изучению смыслообразующих механизмов художественных текстов.

СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ И ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС

664-677 3
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В реализации программ устойчивого развития энергетической компании важным представляется формирование еѐ эколого-климатического медиаимиджа. В качестве эффективной методики выявления актуального медиаимиджа компании ТЭК и его последующей коррекции в контексте устойчивого развития и усиления экологической повестки предлагается регулярный медиаанализ – количественный и качественный контент-анализ медиатекстов в открытых источниках информации через тематические запросы глобальной эколого-климатической повестки. Цель исследования – выявить взаимосвязь между эколого-климатическим медиаимиджем компании топливно-энергетического комплекса и еѐ устойчивым развитием и дать рекомендации по эффективному эколого-климатическому позиционированию компании этой сферы в медиапространстве.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В качестве апробации методики выявления актуального климатического имиджа энергетической компании приводятся фрагменты медиаанализа, выполненного в рамках НИР «Разработка сценариев устойчивого развития ПАО «Газпром» до 2050 г. с учѐтом низкоуглеродного тренда мировой экономики».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Определѐн ряд мероприятий по повышению эффективности коммуникационного сопровождения реализации программы устойчивого развития энергетической компании в сфере экологии и стабилизации климата. Следует ориентироваться на ожидания всех заинтересованных сторон и методологию ESG-рейтингов, увеличить количество специальных мероприятий для СМИ и сделать акцент в эколого-климатическом позиционировании на экспертном и аналитическом контенте с достаточным процентом прямой речи спикеров компании, демонстрацией процесса и презентацией конкретных результатов реализации экологической и климатической стратегий компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Регулярная и последовательная генерация инфоповодов эколого-климатическим и адаптационным мероприятиям до демонстрации их результатов и эффективности может стать одним из способов общественного признания приверженности компании стратегии устойчивого развития и будет способствовать формированию устойчивого медиаимиджа эколого-климатически ответственной компании. Эколого-климатический медиаимидж компании сферы ТЭК функционирует как механизм балансировки интересов стейкхолдеров, реализации ESG-принципов и поддержания легитимности.

678-694 7
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Исследование направлено на выявление потребности и значимости медиаинтеграционной модели в условиях динамично развивающейся современной медиаиндустрии. В условиях стремительного изменения медийной среды, увеличения объѐма информации и разнообразия платформ подходы к созданию контента требуют пересмотра. Все современные форматы, включая текст, фото, видео и мультимедиа, должны быть адаптированы к специфике каждой площадки и учитывать предпочтения целевой аудитории. Целью исследования является обоснование необходимости медиаинтеграционной модели, которая позволит синергировать различные форматы и каналы коммуникации для обеспечения эффективного взаимодействия с аудиторией.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Анализ, синтез, обобщение, сравнение, наблюдение, классификация, графическая интерпретация результатов. Обработку и анализ проведѐнного анкетирования провели с помощью программы IBM SPSS. Для осуществления анализа был проведѐн опрос среди 90 респондентов – представителей СМИ, включая руководителей крупных медиахолдингов. Анкетирование позволило собрать мнения экспертов по вопросам интеграции медийных форматов, потребностей аудитории и тенденций в медиаиндустрии. Работа по анкетированию включала: разработку анкеты, анкетирование, обработку и анализ информации. Обрабатываемая анкета содержит 11 вопросов. Большинство респондентов (45,4 %) – люди от 35 до 55 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Показана высокая практическая значимость применения медиаинтеграционной модели, которая способствует не только повышению качества контента, но и улучшению пользовательского опыта. Участники подтвердили, что современная аудитория требует разнообразия и интерактивности, а успешные медиапроекты всѐ чаще зависят от способности к интеграции различных медийных форматов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты анкетирования указали на необходимость дальнейших исследований в области медиаинтеграции и разработки стратегий, позволяющих медиаорганизациям адаптироваться к меняющимся условиям рынка и ожиданиям аудитории.

695-704 4
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Исследование посвящено аспектам освещения тематического направления «взаимодействие с выпускниками» в университетских медиа. В российских вузах сложились традиции взаимодействия с выпускниками через сообщества (ассоциации выпускников, клубы), финансовый инструмент (фонд целевого капитала). Внимание к теме взаимодействия с выпускниками в университетских медиа объясняется тем, что их успешность рассматривается в качестве маркера качества подготовки специалистов в вузе. Для университета важны преемственность поколений выпускников и сохранение традиций. Истории выпускников в университетских медиа позволяют формировать желаемый образ будущего для абитуриентов вуза, действующих студентов. Освещение карьерных траекторий выпускников, их достижений способствует повышению престижа отдельных профессиональных сфер.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Эмпирическую базу составили материалы в университетских медиа и контент в новых медиа о работе с выпускниками (официальные сайты, корпоративные издания, официальные каналы в социальных сетях, тематические медиапроекты) за 2023–2025 гг.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретическую базу исследования составили работы, посвящѐнные аспектам взаимодействия с выпускниками, особенностям функционирования сообществ выпускников и эндаумент-фондов. Анализ контента за период с 2023 по 2025 г. свидетельствует о повышении частотности материалов по тематическому направлению «взаимодействие с выпускниками». Тематическое направление «взаимодействие с выпускниками» получило развитие в специальных рубриках и спецпроектах корпоративных медиа и в социальных сетях университетов, в востребованных форматах подкаста и видеоблогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Тематическое направление «взаимодействие с выпускниками» является одним из ключевых направлений имиджевой политики современных университетов, что находит отражение в университетских медиа.

705-720 7
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Электронная поздравительная открытка сегодня является неотъемлемым атрибутом социокультурных практик любого праздника. Являясь поликодовым текстом, электронная открытка отражает представления общества о конкретном празднике, фиксирует ценностные смыслы общества через благопожелания и визуальные образы, формирует медиаобраз праздника. Цель исследования – рассмотреть трансформацию социокультурной практики отправления поздравительной открытки на примере праздника Дня России.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили 110 открыток, отобранных методом сплошной выборки на популярных сайтах открытого доступа, и 49 открыток, присланных автору респондентами 12 июня 2023 г. В работе также использованы материалы интервью с респондентами. Основными методами исследования стали: описание, герменевтический анализ текста и изображения, семиотический анализ, сравнение.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ рассмотренных открыток показывает следующие тенденции: доминирование визуальной составляющей над вербальной; сверхцентрализация визуальных образов; конструирование вневременного образа России через семантические единицы гетеростереотипов, сложившихся, в основном, ещѐ в советскую эпоху; тематической доминантой открыток являются фольклорный компонент, православная тема, символы государственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализ электронных открыток ко Дню России позволяет не только проследить трансформацию практики в празднично-ритуальном комплексе, но и выявить сложившееся в обществе отношение к празднику. Исследование можно продолжить на примере других праздников в календаре россиянина.

721-734 3
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В условиях снижения аудиторного внимания к рекламе, обусловленного уве- личением объѐмов информации, формируются и развиваются рекламные стратегии, направленные на повышение интереса потребителей к рекламному продукту. Привлечение знаменитостей к участию в рекламных кампаниях – актуальная технология, обеспечивающая сфокусированность потребителей на рекламной информации и их лояльность к бренду. Долгосрочное рекламное сотрудничество компании с известной (медийной) личностью, «звездой» позволяет создавать рекламу в формате рекламного сериала. Цель исследования – выявление преимуществ рекламы в формате рекламного сериала с участием «звѐзд» на примере рекламного сериала компании МТС с рассмотрением роли, функций знаменитостей, нарративных аспектов рекламной истории, рисков привлечения знаменитостей в рекламные стратегии бренда.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материал исследования – реклама компании МТС (печатная, наружная, видеоролики) периода 1993–2013 гг., рекламные видеоролики 2023–2025 гг. в формате рекламного сериала с участием актѐра Д. Нагиева, публикации СМИ, посвящѐнные рекламной деятельности МТС и еѐ амбассадорам. Использованы методы: исторический, филологический, дискурс-анализ, нарративный анализ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Формат рекламного сериала позволяет создавать сложные нарративы, развивать образ знаменитости и укреплять эмоциональную связь с аудиторией. Основными факторами успеха рекламной истории являются: аутентичность образа знаменитости, соответствие ценностям целевой аудитории и качество интеграции в брендированное повествование. Выбор знаменитостей в рекламную кампанию определяется их имиджем, узнаваемостью аудиторией, в то же время трансформация имиджа приглашѐнной «звезды» может повлечь за собой изменение отношения общественности к бренду компании, что определяет формирование стратегий сотрудничества организаций с известными личностями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализ рекламной деятельности компании МТС показал, что организация апробировала различные виды рекламы, однако практика длительного использования формата рекламного сериала позволяет сделать заключение о его эффективности в рекламе продукта, бренда, формировании их узнаваемости, создании лояльности аудитории. Ключевыми аспектами развития рекламного сериала МТС являются: позиционирование новых продуктов и услуг, интегрированное в историю, развитие которой происходит за счѐт создания новых сюжетных линий, объединѐнных главным персонажем (роль Д. Нагиева), введения новых персонажей (в исполнении знаменитостей), освещения актуальных тенденций развития социума, акцентирования внимания на человеческих ценностях, отображения интереса различных аудиторных групп. Практика взаимодействия МТС со знаменитостями показывает, что данное сотрудничество сопряжено с рисками, минимизировать которые можно за счѐт мониторинга деятельности личности, имиджа, репутации знаменитости, определения и закрепления условий сотрудничества на юридическом уровне. Таким образом, полученные выводы могут быть использованы для повышения качества и эффективности деятельности рекламной коммуникации.

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

735-754 3
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Меняются формы и стратегии образования. Это находит отражение в фильмах. Рассмотрение представления образа учителя в анимации актуально в свете трансформации его роли, функций и значимости в обществе. Глубоких работ, посвящѐнных анализу портрета педагога в отечественной анимации, практически нет. Это определило цель исследования.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования стали более 50 отечественных анимационных фильмов и сериалов, созданных с 1927 по 2024 г. При выполнении исследования использованы методы частотного и компаративного анализа, контекстуальный, тематический и иконографический подходы, позволившие сопоставить изображения и выявить константные и меняющиеся элементы в представлении портрета учителя.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В анимации образ учителя трансформировался от безличностно-сакрального до карикатурно-глумливого. Его роли в структуре сюжетов варьируются от наставника до проводника в новый мир, от носителя знаний и организатора процесса обучения до надзирателя и карателя за нерадивость в учѐбе. Меняется гендерный портрет учителя: образ педагога-мужчины, доминирующий в анимации до 1970-х гг. постепенно замещается образом учительницы. При изображении учителей в анимации используются различные комические приѐмы и интонации, существующие в диапазоне от доброй иронии, пародирования и утрирования отдельных черт до откровенного глумления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В отечественной анимации портрет учителя схематичен и создан на основе стереотипных представлений. Образ учителя как главного героя до сих пор не разработан. Он почти всегда оказывается на второстепенных ролях. Современная российская анимация транслирует негативное представление, связанное со снижением авторитета учителя в обществе.

755-765 4
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования современных тенденций в отечественном детском кинематографе обусловлена необходимостью осмысления его роли в формировании ценностных ориентиров подрастающего поколения, а также анализа тех стратегий, которые позволяют российским фильмам-сказкам конкурировать с глобальными медиапродуктами. В последние годы наблюдается заметный рост интереса к детскому кино со стороны государства, продюсеров и зрителей. Это проявляется в увеличении числа выпускаемых картин, разнообразии жанровых подходов и активном использовании новых технологий. Однако на фоне этих изменений возникает вопрос о сохранении национальной идентичности, балансе между развлекательной и воспитательной функциями, а также о том, как традиционные сказочные сюжеты могут быть переосмыслены в современном контексте. Цель – выявить и проанализировать ключевые тенденции, определяющие развитие детского отечественного кино на примере фильмов-сказок последних лет.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использован анализ научной литературы и теоретических работ по исследуемой проблеме, сравнительный анализ (классические и современные экранизации), культурологический подход и семиотический анализ визуальных и нарративных элементов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В рамках исследования рассматриваются следующие аспекты: эволюция тематики и проблематики, технологические инновации, влияние социокультурного контекста на содержание и форму кинопроизведений, а также перспективы дальнейшего развития жанра.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В данном исследовании рассматривается детское кино как важный инструмент социализации, воспитания и культурного развития подрастающего поколения. Отмечается, что развитие цифровых технологий, изменение социополитической обстановки и медийных предпочтений юных зрителей требуют адаптации традиционных форм детского кинематографа к новым условиям. Исследование ставит своей целью выявить и научно обосновать основные направления трансформации современного детского российского кинематографа на примере киносказок, вышедших в период с 2017 по 2024 г. В результате исследования установлено, что современное российское детское кино, рассмотренное на примере киносказок, претерпело значительную трансформацию относительно советского периода. Изменения произошли как на уровне производства, так и на уровне потребления контента. Производителям киносказок приходится искать баланс между следованием букве классических сюжетов и привычкой аудитории воспринимать динамичный, визуально яркий, основанный на юморе тип контента. Они привлекают внимание к своему продукту за счѐт создания уникальных миров и персонажей с помощью обильного использования компьютерной графики. И при этом стремятся расширить аудиторию с детской до семейной за счѐт концентрации на развлекательной составляющей предлагаемых историй, эксплуатации более универсальных тем и юмора. Самой заметной тенденцией в экранизации сказок является использование компьютерной графики. С еѐ помощью расширяются выразительные возможности кинематографа.

766-777 3
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В исследовании представлен экспериментальный опыт арт-проектирования как перспективной части учебно-воспитательной работы в классе общего фортепиано. Обобщены сведения из области теории, истории, отечественной и зарубежной практики ис- пользования технологий арт-менеджмента в системе профессионального вузовского музы- кально-педагогического образования. Цель – аргументировать перспективность репертуар- ного подхода на основе регионального культурного наследия для введения в учебно- воспитательный процесс в классе общего фортепиано технологий арт-менеджмента как способа социализации и самореализации студентов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Основным материалом исследования является теоретическая и учебно-методическая практика введе- ния инновационных методов в систему профессионального образования, в данном случае музыкально-педагогического. Основной метод реализации поставленной цели – проектиро- вание. Результатом учебно-воспитательной деятельности является арт-проект, который вво- дит в традиционную организацию учебной коммуникации различные языки культуры, ко- торыми студенту-музыканту необходимо владеть для успешной самореализации и самопро- движения в условиях рыночной экономики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. На основе анализа современных исследований в области музыкальной педагогики и социокультурной деятельности интерпретированы различные определения понятия арт-менеджмента как по- лезной части учебно-воспитательного процесса, а также названы ментальные стереотипы, препятствующие введению инновационных технологий в массовую музыкально- педагогическую практику. Информационно-просветительская деятельность позиционирует- ся как основа арт-проектирования, способствующего взаимодействию педагогического и художественного процессов. Индивидуальный подход конкретизирован в методических средствах организации общего коммуникативного процесса, в котором художественное творчество (искусство) интерпретируется как «эпистемологический прорыв», ориентиро- ванный на публику (потребителя). Кратко охарактеризована история арт-менеджмента и его вхождение в музыкальное образование, при этом отмечается, что в области академической музыки, в отличие от эстрадной, примеры применения технологий арт-менеджмента являются уникальными. В различных аспектах освещена проблема глобализации системы образования, одним из орудий которой является арт-менеджмент, возникший в конкурентных условиях эпохи постмодерна. Указан широкий спектр угроз, вызовов и конфликтов, которыми чревата глобализация системы образования. Сделан акцент на угрозе суверенитету отечественным музыкально-педагогическим технологиям. Успешная отечественная практика осмысления достоинств и недостатков арт-менеджмента позиционируется как способ защитить педагогический суверенитет. Предложен экспериментальный вариант использования информационной технологии арт-менеджмента, сохраняющей паритетное сосуществование инновационного опыта, приобретѐнного в условиях глобализации модели вузовского образования, и традиционных методик, унаследованных от «старых мастеров». Введение концепта нематериального культурного наследия в процесс глобального стратегического макро-планирования позиционируется нами как перспектива экологически сбалансированной организации учебного процесса. В качестве экспериментального примера предлагается арт-проект «Боратынский и музыка». Арт-проект решает проблемы выбора репертуара на основе использования ресурса культурного наследия, в частности музыкальных рефлексий на творчество Боратынского, в связи с 225-летием поэта и «Годом Боратынского в Тамбове». Глобальная природа арт-менеджмента и локальный опыт арт-проектирования гармонизируются путѐм обращения к стратегической информационной основе – проблематике темы «Природа языка поэзии и музыки: универсалии и специфика смысловыражения». Законы взаимодействия слова и музыки представлены в новейших результатах нейроэстетики. Персональные арт-проекты студентов в рамках общей темы дают примеры творческой художественной рефлексии на движение культурных смыслов. Результатом выражения смыслового движения культур и являются конкретные результаты освоения творческих задач в классе общего фортепиано музыкально-педагогического вуза. В качестве основного инструмента организации инновационной студенческой деятельности предложены персональные карты (педагогические маршруты), ориентированные на персональную тему, которую студент реализует в качестве арт-менеджера. Каждая такая разработка выступает подтемой общего арт-проекта «Боратынский и музыка». Предложены этапы реализации артпроектов, на каждом из этапов предусмотрены контрольный срез и коррекция, для чего вводятся «Персональные чек-листы». В персональных картах предусмотрен целостный структурный анализ осваиваемой профессиональной компетенции, исполнительской и артменеджерской. Данный нами список тем для персональных арт-проектов студентов максимально приближен к индивидуальным художественным и интеллектуальным предпочтениям и интересам будущих профессиональных музыкантов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты экспериментальной разработки предлагаются в качестве способа введения инновационных практик, а также средства мотивации и социализации студентов музыкально-педагогического вуза.

ИДЕИ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ

778-788 3
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Ирония на страницах провинциальных газет как стратегия автора, по сравнению с аналитической и новостной публицистикой, мало изучена. Целью исследования является анализ публицистических текстов рекламной газеты «Тамбовский листок объявлений» за 1912 г., что позволит сформулировать оригинальную позицию автора в общественнополитическом и социокультурном пространствах того времени.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Изучение статей, заметок и фельетонов 89 выпусков газеты «Тамбовский листок объявлений» за 1911–1912 гг. позволяет понять специфику работы редактора газеты, а также проанализировать мотивы издательского поведения автора. Методы исследования: филологический и историко-культурный анализ в рамках общественно-политического контекста.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Охарактеризована природа подачи материала глазами современника. Обоснована идейная целесообразность взаимодействия иронии и аналитики в построении текстов. Сделаны выводы о значении комических элементов и средств художественной выразительности в публицистических текстах. Незаурядная стилистика издания способствовала созданию качественно нового полиграфического, издательского, рекламного и сатирического продукта. Газета оказалась востребована провинциальным читателем того времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. На примерах текстов статей и фельетонов издания показана специфика ироничной подачи, создающей уникальную повествовательную экспрессию, формулирующей стиль газеты; проанализирована редакционная деятельность уникального неправительственного издания. Исследование публицистического и сатирического содержания газеты может быть применено к исследованию других сатирических изданий этого периода.

789-801 9
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Несмотря на то, что медиаматериалы, посвящѐнные частной жизни знаменитостей, являются предметом пристального внимания специалистов гуманитарных дисциплин достаточно давно, экранный селебрити-контент остаѐтся малоизученным явлением. Цель – изучить особенности речевого поведения обозревателей светской хроники на медиаплатформе «Ютьюб» и выявить наиболее распространѐнные коммуникативные стратегии и тактики.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Эмпирической базой исследования стали 100 видеороликов в жанре «обзора» новостей шоу-бизнеса и блогосферы, размещѐнных на онлайнвидеохостинге «Ютьюб» в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. Использованы дискурс-анализ, сравнительный и контекстуальный методы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Специфика видеоблогинга, заключающаяся в интерактивном взаимодействии с массовой аудиторией, присутствии автора в кадре и распространении концепции «новой искренности», определяет набор речевых средств, применяемых в рамках новых аудиовизуальных медиа. В отличие от телевизионных аналогов в селебрити-контенте на видеохостинге «Ютьюб» коммуникативное поведение его создателей крайне экспрессивно и персонифицировано, а сами речевые высказывания нередко несут денотативную или коннотативную оценку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Определены наиболее часто используемые стратегии и тактики на ютьюб-каналах со «звѐздной тематикой», адресатом которых может быть как интернет-аудитория, так и объект обсуждения, то есть селебрити. Если кооперативные стратегии применяются с целью реализации речевого воздействия в отношении зрителей, то конфронтационные адресованы в большинстве случаев знаменитостям.

802-812 6
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Современная эпоха новых медиа открывает новые возможности для формирования национального имиджа через платформы коротких видео, такие как TikTok, YouTube Shorts, VK Клипы и RutubeShorts. Эти платформы стали важным средством публичной дипломатии, позволяя национальным правительствам транслировать ключевые ценности, нарративы и достижения широкой аудитории. Целью является анализ стратегий формирования национального имиджа Китая, США и России с использованием данных платформ, а также выявление их различий и особенностей.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалы включают видеоконтент, опубликованный на официальных аккаунтах этих государств на платформах TikTok, YouTube Shorts, VK Клипы и RutubeShorts. В рамках исследования применены методы контент-анализа, сравнительного анализа и семиотического подхода. Изучены тематическая структура видеороликов, характер визуальных и риторических приѐмов, а также показатели вовлечѐнности аудитории, такие как количество лайков, комментариев и репостов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлено, что Китай делает акцент на культурных традициях, инновациях и экономических достижениях, США – на свободе, индивидуализме и популярной культуре, а Россия – на патриотизме, исторической памяти и национальной идентичности. Визуальные приѐмы включают использование национальной символики, элементов прогресса и традиций, при этом метрики вовлечѐнности показали, что США и Китай имеют преимущество на международных платформах, а Россия ориентируется в основном на внутренний рынок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты исследования подчѐркивают значимость коротких видеоплатформ как инструментов публичной дипломатии и формирования национального имиджа. В то время как США и Китай активно используют глобальные платформы для привлечения международной аудитории, Россия сосредоточена на укреплении патриотизма и национальной идентичности внутри страны.

РЕЦЕНЗИИ

813-817 4
Аннотация

Дана рецензия на монографию С.Е. Бирюкова, в которой представлен ряд теоретических и историко-литературных проблем, связанных с процессом становления отечественной авангардной поэзии. Монография уникальна не только тем, что становится обобщением многолетнего труда исследователя, но и тем, что в ней представлена эволюционная концепция соотношения теории и практики авангарда, реализованная в том числе в трансформпоэтике. Проанализирована терминология, предложенная автором монографии, дана оценка персоналий, представленных в исследовании, сфера авангарда освещена как особое культурное явление.

НЕКРОЛОГ

 
818-819 1
Аннотация

Посвящено светлой памяти Михаила Викторовича Горбаневского (21 мая 1953 – 20 сентября 2025) – доктора филологических наук, профессора, члена-корреспондента РАЕН, советника главного редактора журнала «Неофилология», генерального директора Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС), посвятившего свою жизнь служению науке, закону и популяризации лингвистических знаний в России. М.В. Горбаневский – выдающийся отечественный лингвист, специалист по проблемам общей и русской ономастики, лингвоэкспертологии, человек высочайшего благородства – на протяжении длительного времени своей научной деятельностью был связан с Державинским университетом.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)