Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Современные тенденции развития детского отечественного кино (на примере фильмов-сказок)

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-755-765

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования современных тенденций в отечественном детском кинематографе обусловлена необходимостью осмысления его роли в формировании ценностных ориентиров подрастающего поколения, а также анализа тех стратегий, которые позволяют российским фильмам-сказкам конкурировать с глобальными медиапродуктами. В последние годы наблюдается заметный рост интереса к детскому кино со стороны государства, продюсеров и зрителей. Это проявляется в увеличении числа выпускаемых картин, разнообразии жанровых подходов и активном использовании новых технологий. Однако на фоне этих изменений возникает вопрос о сохранении национальной идентичности, балансе между развлекательной и воспитательной функциями, а также о том, как традиционные сказочные сюжеты могут быть переосмыслены в современном контексте. Цель – выявить и проанализировать ключевые тенденции, определяющие развитие детского отечественного кино на примере фильмов-сказок последних лет.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использован анализ научной литературы и теоретических работ по исследуемой проблеме, сравнительный анализ (классические и современные экранизации), культурологический подход и семиотический анализ визуальных и нарративных элементов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В рамках исследования рассматриваются следующие аспекты: эволюция тематики и проблематики, технологические инновации, влияние социокультурного контекста на содержание и форму кинопроизведений, а также перспективы дальнейшего развития жанра.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В данном исследовании рассматривается детское кино как важный инструмент социализации, воспитания и культурного развития подрастающего поколения. Отмечается, что развитие цифровых технологий, изменение социополитической обстановки и медийных предпочтений юных зрителей требуют адаптации традиционных форм детского кинематографа к новым условиям. Исследование ставит своей целью выявить и научно обосновать основные направления трансформации современного детского российского кинематографа на примере киносказок, вышедших в период с 2017 по 2024 г. В результате исследования установлено, что современное российское детское кино, рассмотренное на примере киносказок, претерпело значительную трансформацию относительно советского периода. Изменения произошли как на уровне производства, так и на уровне потребления контента. Производителям киносказок приходится искать баланс между следованием букве классических сюжетов и привычкой аудитории воспринимать динамичный, визуально яркий, основанный на юморе тип контента. Они привлекают внимание к своему продукту за счѐт создания уникальных миров и персонажей с помощью обильного использования компьютерной графики. И при этом стремятся расширить аудиторию с детской до семейной за счѐт концентрации на развлекательной составляющей предлагаемых историй, эксплуатации более универсальных тем и юмора. Самой заметной тенденцией в экранизации сказок является использование компьютерной графики. С еѐ помощью расширяются выразительные возможности кинематографа.

Об авторах

К. А. Худояров
НОЧУ ВО «Московский университет «Синергия»
Россия

ХУДОЯРОВ Кирилл Анатольевич, аспирант, кафедра дизайна и архитектуры

125315,г. Москва, пр-т Ленинградский, 80 Г



Е. И. Григорьева
ФГБУ ВО «Московский государственный институт культуры»
Россия

ГРИГОРЬЕВА Елена Ивановна, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой управления и экономики культуры

141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, 7



Список литературы

1. Сенникова В.В. Опыт возрождения детского и юношеского кино на материале деятельности детских кинофестивалей и киностудий г. Томска // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 43. С. 126-138. https://doi.org/10.17223/22220836/43/9, https://elibrary.ru/ayorbv

2. Разлогов К.Э. Кинопроцесс XX – начала XXI века: искусство экрана в социодинамике культуры. Теория и практика. Москва: Академ. проект, 2017. 640 с.

3. Жабский М., Тарасов К. Глобализация межкультурной кинокоммуникации // Международные процессы. 2022. Т. 20. № 3 (70). С. 28-44. https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.3.70.4, https://elibrary.ru/ispewq

4. Понамарѐв А.Б. О влиянии «Киноуроков» на ценности школьников // Caucasian Science Bridge. 2023. Т. 6. № 1 (19). С. 18-27. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.1.2, https://elibrary.ru/ugaspa

5. Новиков В.Н. Кинематограф XXI века. Влияние виртуальных новаций. Москва, 2020. 169 с.

6. Родионова М.Н. Сетевая культура в художественной репрезентации современного кинематографа: автореф. дис. ... канд. культурологии. Иваново, 2021. 30 с. https://elibrary.ru/qlmbxj

7. Огнев К.К. Будущее экранных искусств: от индустриального к информационному обществу // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2013. № 4 (120). С. 105-112. https://elibrary.ru/rxalxf

8. Кириллова Н.Б. Новые медиатехнологии как вызовы информационной эпохи // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10-2 (52). C. 189-194. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.52.124, https://elibrary.ru/wwsdkt

9. Алексеев Д.В., Копылова П.С. Репрезентация традиционных ценностей в российской массовой культуре: на примере отечественного популярного кино (2020–2024) // Политическая наука. 2024. № 4. С. 66-97. https://doi.org/10.31249/poln/2024.04.03, https://elibrary.ru/lczxei

10. Князюк О.В., Сенникова В.В. Конструирование идентичности в детском кинематографе: опыт кино СССР и практика современной России // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 46. С. 53-72. https://doi.org/10.17223/22220836/46/5, https://elibrary.ru/pdntwa

11. Давлетшина М.И. Медиапрактики современных детей младшего школьного возраста // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2021. № 5. С. 3-26. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2021.326, https://elibrary.ru/pkznsh

12. Digennaro S., Iannaccone A., Piccerillo L., Tescione A. Alpha generation’s social media use: sociocultural influences and emotional intelligence // International Journal of Adolescence and Youth. 2025. Vol. 30. № 1. P. 1-16. https://doi.org/10.1080/02673843.2025.2454992

13. Долгина Я.К., Николаева Р.Е. Сравнительный анализ предпочтений в мультипликации детей поколения Z и детей поколения «Альфа» // Комплексные исследования детства. 2023. Т. 5. № 2. С. 118-123. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-2-118-123, https://elibrary.ru/adwklc

14. Петраш Н. Д. Динамика и механизмы трансформации кинокоммуникаций в современных массмедиа // Общество: философия, история, культура. 2025. № 4 (132). С. 86-91. https://doi.org/10.24158/fik.2025.4.11, https://elibrary.ru/wwpgyn

15. Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Алмазова О.В. Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 1. С. 27-40. https://doi.org/10.17759/pse.2021260101, https://elibrary.ru/kyzzgd


Рецензия

Для цитирования:


Худояров К.А., Григорьева Е.И. Современные тенденции развития детского отечественного кино (на примере фильмов-сказок). Неофилология. 2025;11(3):755-765. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-755-765

For citation:


Khudoiarov K.A., Grigorieva E.I. Modern trends in the children’s national cinema development (on the example of fairy-tale films). Neophilology. 2025;11(3):755-765. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-755-765

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)