Уровневый механизм формирования смысла в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-654-663
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрен уровневый механизм формирования смысла художественного произведения, который представлен различными способами выражения: образы и символы, библейские мотивы, параллельные сюжетные линии, интертекстуальные параллели. На смысловом уровне происходит понимание текста, его обобщение, выявление скрытого и явного смысла и целостной картины. Цель исследования заключается в раскрытии содержания смыслового уровневого механизма в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», способствующего формированию многослойности смысла и полифоничности текста, отражающего единую художественную и философскую концепцию автора текста и глубинные философские, религиозные, этические и эстетические смыслы романа.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования является роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Использованный комплексный анализ основывается на контекстном, семантикостилистическом методах и методе интерпретации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Уровневый механизм формирования смысла действует для выявления различных смысловых отношений между контекстами текста, структурирования содержания и способствует созданию амбивалентности образов Воланда, Мастера и Маргариты, отражающих нравственно-философские идеи и поиск духовной истины. Присутствие параллельных сюжетных линий обеспечивает диалог между историей и современностью, интертекстуальные отсылки расширяют горизонты восприятия романа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализ художественного текста с использованием смыслового уровневого механизма обеспечивает приписывание особого значения объектам, процессам и явлениям в жизни человека, что лежит в основе формирования личностных смыслов и отражения жизненных потребностей. Исследование романа «Мастер и Маргарита» углубляет значимость символизма, интертекстуальности, религиозных мотивов и параллельных сюжетных линий в формировании многослойной смысловой структуры романа и акцентирует внимание на формировании этического смысла в романе «Мастер и Маргарита», что способствует дальнейшему изучению смыслообразующих механизмов художественных текстов.
Ключевые слова
Об авторе
Гуанбин ЧэньКитай
ЧЭНЬ Гуанбин, кандидат филологических наук, преподаватель русского языка
211200, г. Нанкин, ул. Шицю, 6
Список литературы
1. Гуанбин Чэнь. Полифоническое пространство романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и его роль в формировании художественного и философского единства произведения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2025. Т. 18. Вып. 5. С. 1776-1781. https://doi.org/10.30853/phil20250251, https://elibrary.ru/kzqbsl
2. Мартиросова А.В., Исаева Л.А. Репрезентация скрытых смыслов в рассказе В.В. Набокова «Гроза» // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2024. № 1. С. 49-50. https://elibrary.ru/xdrmla
3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. Пер. с нем. / общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. Москва: Прогресс, 1988. 704 с.
4. Гаврилова М.В. Пространство и время в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Санкт-Петербург, 1996. 206 с. https://elibrary.ru/nlibnd
5. Гируцкий А.А. Особенности коммуникативной организации дискурса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // XLinguae. 2015. Т. 8. № 4. С. 78-90. https://doi.org/10.18355/XL.2015.08.04.78-90
6. Иваньшина Е.А. О смысле интертекстуальности «Мастера и Маргариты» // Вестник Удмуртского университета. Серия: история и филология. 2019. Т. 29. № 5. С. 832-838. https://doi.org/10.35634/2412-9534-2019-29-5-832-838, https://elibrary.ru/ibbvff
7. Колмакова О.А., Боброва А.О. Интерпретация библейского текста в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2021. № 1. С. 42-47. https://doi.org/10.18101/2305-459X-2021-1-42-47, https://elibrary.ru/sqzosw
8. Бронская Л.И., Иванова И.Н. Масонский гностический миф в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2019. № 1. С. 186-194. https://doi.org/10.23683/1995-0640-2019-1-186-194, https://elibrary.ru/ruuwby
9. Кораблёв А.А. Мистерия власти в «Мастере и Маргарите» // Михаил Булгаков в потоке российской истории XX–XXI вв.: материалы Первых ежегодных чтений, приуроченных к Дню Ангела писателя. 2011. С. 109-125.
10. Кораблёв А.А. «Мастер и Маргарита» как роман-путь // Михаил Булгаков и славянская культура / отв. ред. Е.А. Яблоков. Москва: Совпадение, 2017. С. 98-114. https://m-bulgakov.ru/publikacii/mihailbulgakov-i-slavyanskaya-kultura/p9
11. Кораблёв А.А. Апология любви в «Мастере и Маргарите» // Михаил Булгаков в потоке российской истории XX–XXI вв.: материалы Шестых Междунар. науч. чтений, приуроченных к Дню ангела писателя. 2016. Т. 4. С. 68-79. https://doi.org/10.18522/2077-2405-2016-6-68-79, https://elibrary.ru/zbytmn
12. Кораблёв А.А. Две Маргариты (об интертекстуальных проекциях в романе М.М. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Античность – Современность (вопросы филологии). 2017. Вып. 5. С. 42-49. https://doi.org/10.18522/2077-2405-2017-5-42-49, https://elibrary.ru/ysbiod
13. Кулаковский М.Н. Лексема «что-то» как средство выражения иронии в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Верхневолжский филологический вестник. 2022. № 4 (31). С. 53-61. https://doi.org/10.20323/2499-9679-2022-4-31-53-61, https://elibrary.ru/alycpu
14. Орленко О.А. Религиозно-философское осмысление жизни и смерти в произведениях М.А. Булгакова // Культура и образование. 2022. № 4 (47). C. 14-22. https://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-447-14-22, https://elibrary.ru/cmwnnn
15. Сазонова Л.И. Миф о дьяволе в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Труды Отдела древнерусской литературы. 1997. Т. 50. С. 763-784. https://doi.org/10.31860/0130-5415-1997-50-763-784
16. Трубецкова Е.Г. Нелинейное пространство романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика. 2015. Т. 23. № 6. С. 60-73. https://doi.org/10.18500/0869-6632-2015-23-6-60-73, https://elibrary.ru/vyxeon
17. Огнева Е.А. Лингвокультуремы в концептосфере романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» на русском, английском, испанском, французском и эсперанто языках // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2019. Т. 5. № 3. С. 60-70. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2019-5-3-0-6, https://elibrary.ru/ksqzcz
18. Бурдина С.В. «Мастер и Маргарита» и «Поэма без героя»: Парадоксы художественного времени и пространства // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 5 (11). С. 147-151. https://doi.org/10.17072/2073-6681-2010-5-147-151, https://elibrary.ru/mvxtmr
19. Матвеева М.Н. Механизмы формирования содержания и смысла в процессе его восприятия: психолингвистический подход // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2017. Т. 16. № 2. С. 82-92. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2017.2.8, https://elibrary.ru/zaongv
Рецензия
Для цитирования:
Чэнь Г. Уровневый механизм формирования смысла в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Неофилология. 2025;11(3):654-663. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-654-663
For citation:
Chen G. The multi-layered mechanism of meaning formation in M. Bulgakov’s novel “The Master and Margarita”. Neophilology. 2025;11(3):654-663. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-654-663