Универсальные модусы как составляющие языка культуры в структуре ментального пространства дискурса
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-577-586
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Описание национально-культурной специфики языка как системного и функционального образования в рамках, прежде всего, традиционной культуры происходит в русле исследований взаимосвязи языка и культуры, в частности, изучения ментальных пространств. Цель исследования – моделирование дискурсивного пространства в контексте функционирования универсальных модусов как составляющих семантико-семиотического языка культуры в рамках его концептуализации.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалами исследования являются теоретико-практические изыскания учѐных-лингвистов в области функционирования ментального пространства как области концептуализации языка и культуры, полевые материалы автора статьи, собранные на территории Тамбовской области. Методы исследования – наблюдение, метод полевого исследования, герменевтический метод как базовый анализ семантико-семиотических смыслов и значений составляющих компонентов, контекстуальный и семантический анализы, а также элементы дискурсивного анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Дан анализ репрезентации национально-культурных особенностей языка в рамках ментальных пространств дискурсов культуры. Рассмотрены составляющие моделирования дискурса ментального пространства, включающие структуру, принципы, организацию, динамику бытия, формы его организации и выражения, показаны составляющие семантического ядра культуры и их функционирование в виде универсальных модусов «бытие в себе», «бытие для себя», «бытие для другого». Исследование дискурсивного пространства в контексте функционирования универсальных модусов проведено на примере полевых материалов, собранных на территории Тамбовской области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Перспективы дальнейших научных разработок должны быть направлены на изучение дискурса традиционной культуры как единого ментального пространства.
Об авторе
О. Н. АндрееваРоссия
АНДРЕЕВА Ольга Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры государственного управления и гуманитарных дисциплин
119571, г. Москва, пр-кт Вернадского, 82, стр. 1
Список литературы
1. Ковальчук Л.П. Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 1 (8). C. 97-101. https://elibrary.ru/nehcej
2. Болдырев Н.Н. Когнитивный подход к изучению глагола и глагольных категорий // Традиционные проблемы языкознания в свете новых парадигм знания: материалы Круглого стола. Москва: Ин-т языкознания РАН, 2000. С. 16-35. https://elibrary.ru/uakiqp
3. Tannen D. Framing in Discourse. New York; Oxford: Oxford University Press, 1993. 263 p.
4. Заботкина В.И., Боярская Е.Л. Слова и смыслы в ментальных пространствах языка и культуры // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2022. № 4-3. С. 300-311. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-300-311, https://elibrary.ru/aszhnw
5. Янгляева М.М. К изучению информационной обстановки: тропосы в ментальном пространстве (на примере праздничной ритуалистики) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2022. Т. 1. № 1 (37). С. 145-152. https:// doi.org/10.51965/20767919_2022_1_1_145, https://elibrary.ru/dsyhei
6. Таджибаева А.А. Принцип концептуальной интеграции в стилистике // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилѐва. Серия: Филология. 2024. Т. 146. № 1. С. 130-139. https://doi.org/10.32523/2616-678X-2024-146-1-130-139, https://elibrary.ru/dbtcpq
7. Миньяр-Белоручева А.П. Категоризация и концептуализация мира исторического прошлого // Когнитивные исследования языка. 2023. № 5 (56). С. 275-279. https://elibrary.ru/qqybsu
8. Иванов Д.И. Культура как система когнитивно-прагматических программ: краткий теоретический очерк // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 3. С. 174-185. https://elibrary.ru/pvwaio
9. Вежбицкая А., Шмелѐв А.Д. Понимание культур через посредство ключевых слов. Москва: Языки славянской культуры, 2001. 288 с. https://elibrary.ru/sumhvv
10. Вишнякова О.Д. Язык и концептуальное пространство (на материале современного английского языка). Москва: ООО «МАКС Пресс», 2002. 380 с. https://elibrary.ru/bqtoqj
11. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002. 477 с. https://elibrary.ru/ugqamp
12. Воронина Л.В. Текстовые единицы с семантикой цели в дискурсивной перспективе // Неофилология. 2024. Т. 10. № 4. С. 812-820. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-4-812-820, https://elibrary.ru/gwwmwq
13. Смирнов Д.Г. Конфликтный этос культуры: семиотический дискурс // Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. № 3 (53). С. 73-79. https://doi.org/10.54348/SciS.2024.3.13, https://elibrary.ru/uzgjjl
14. Рамазанова Д.А., Гасанова С.Х., Сантуева З.З. Текст как лингвокультурологическая и дидактическая единица // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 3 (106). С. 121-123. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-3106-121-123, https://elibrary.ru/jcqtra
15. Кегеян С.Э., Прудникова М.Э., Дегтярѐва Н.В. Дискурс как объект лингвистического исследования // Успехи гуманитарных наук. 2022. № 11. С. 216-221. https://elibrary.ru/jgrvpz
16. Шахнарович А.М., Сорокин Ю.А., Фрумкина Р.М., Тарасов Е.Ф. Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А.А. Леонтьев. Москва: Наука, 1974. 368 с. https://elibrary.ru/sfhrfh
17. Куссе Х. Культуроведческая лингвистика / пер. с нем. М. Новосѐловой. Москва: Гнозис, 2022. 536 с. https://elibrary.ru/uxiezn
18. Умарова З.Я. Духовность как высшее измерение человеческого бытия // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 12. С. 99-102. https://doi.org/10.20339/AM.12-23.099, https://elibrary.ru/xibvzp
19. Махрачѐва Т.В. Календарные обряды, обычаи и поверья, бытующие на территории южнорусской диалектной зоны (лексикографическое описание) // Филологическая регионалистика. 2020. Т. 12. № 1-2 (31-32). С. 28-34. https://elibrary.ru/pdwrjk
20. Калугина И.В. Бытование лексемы «духовность» в русском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 6. С. 1732-1736. https://doi.org/10.30853/phil210274, https://elibrary.ru/vmuuvi
21. Полежаев Д.В. Менталитет и язык: Особенности феноменологического взаимодействия // Известия ВГПУ. 2009. № 5 (39). С. 57-62. https://elibrary.ru/lpawub
22. Иванова М.Н. Дискурс и дискурсивное поле // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 3-1 (42). С. 237-240. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10245, https://elibrary.ru/bfwqmb
23. Мильруд Р.П. Язык как символ культуры // Язык и культура. 2013. № 2 (22). С. 43-60. https://elibrary.ru/qirbkh
24. Карасик В.И. Модусы интерпретации текста // Наука без границ: синергия теорий, методов и практик: материалы Междунар. науч. конф. Москва, 2020. С. 14-17. https://elibrary.ru/eltuez
25. Попова Л.Г., Егорова В.О. О сущности и возможностях установления культурной памяти слов (сопоставительный аспект) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9 (51): в 2 ч. Ч. 1. С. 143-145. https://elibrary.ru/ucnflx
26. Андреева О.Н. Лингвистический и культурологический параметры семиологического анализа модусов бытия в рамках единого дискурса // Неофилология. 2018. Т. 4. № 15. С. 25-32. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2018-4-15-25-32, https://elibrary.ru/yaegtz
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Андреева О.Н. Универсальные модусы как составляющие языка культуры в структуре ментального пространства дискурса. Неофилология. 2025;11(3):577-586. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-577-586
For citation:
Andreeva O.N. Universal modes as components of the language of culture in the structure of the mental space of discourse. Neophilology. 2025;11(3):577-586. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-577-586