Коммуникативная компетенция специалиста: жанровый аспект
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-553-564
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Для нужд высшего образования необходимо иметь описание всех востребованных в соответствующем профессиональном общении риторических жанров, поскольку коммуникативная компетентность специалиста напрямую зависит от умения использовать в своей речи стереотипы институциональной коммуникации. В связи с этим целью исследования является разработка принципов отбора жанровых форм для создания частных риторик, необходимых для формирования коммуникативной компетенции соответствующих специалистов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В исследовании использовались диагностический и причинно-следственный виды анализа, которые сопровождались применением методов абстрагирования и моделирования. Материалом для анализа послужили, с одной стороны, современные научные исследования в области лингвистической теории жанра, а с другой стороны, обширный эмпирический материал, собранный автором в процессе написания учебников по риторике.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результатом исследования стало формулирование собственно риторического подхода к построению жанровой системы частной риторики, который требует, чтобы сначала был произведѐн отбор тех речевых событий, которые характерны для работы соответствующего специалиста; затем выделены облигаторные (обязательные для данной частной риторики) жанры. Далее выделяются полидискурсивные (характерны для нескольких частных риторик, но имеющие в каждой риторике существенные специфические черты) и свободные (не закреплѐнные за определѐнным дискурсом) жанры. Наконец, в последнюю очередь рассматриваются периферийные (не обязательные для употребления, не привязанные к определѐнным профессионально значимым ситуациям) жанры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сделан вывод, что для того, чтобы составить классификации жанров, необходимо использовать собственно риторические критерии для их отбора, отражающие назначение данной дисциплины.
Об авторе
Т. В. АнисимоваРоссия
АНИСИМОВА Татьяна Валентиновна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин
198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лѐтчика Пилютова, 1
Список литературы
1. Седов К.Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация / под ред. К.Ф. Седова. Москва: Лабиринт, 2007. 320 с. https://elibrary.ru/rspkld
2. Монгина Ф.М., Говорухина Ю.А. Планирование учебной деятельности в процессе формирования коммуникативной компетенции // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 2 (64). С. 101-104. https://elibrary.ru/ohyqhr
3. Ковшикова Е.В., Шиндряева И.В. Коммуникативные компоненты методики преподавания русского языка в образовательных организациях МВД России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2024. № 4 (78). С. 176-182. https://elibrary.ru/btbete
4. Сердобинцев К.С. О важности философии // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 2 (72). С. 131-135. https://elibrary.ru/fgwiry
5. Анисимова Т.В. Содержание риторической компетенции выпускника юридического вуза // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 1 (71). С. 127-131. https://elibrary.ru/okkukq
6. Подоляк Ж.И. К вопросу о выделении мотивационного дискурса // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. С. 63-64. https://elibrary.ru/wcbpgn
7. Волкова Я.А., Панченко Н.Н. Мотивационная речь: специфика функционирования речевого жанра // Жанры речи. 2024. Т. 19. № 1 (41). С. 47-55. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2024-19-1-41-47-55, https://elibrary.ru/frvcab
8. Пригарина Н.К. Дискурсивное позиционирование адресанта и адресата в рекламном тексте // Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Филологические науки. 2024. № 3 (7). С. 36-42. https://elibrary.ru/nxtubg
9. Ярова И.В. Формы рекламирования книги // Вестник Волгоградского университета. Серия 2: Языкознание. 2010. № 1 (11). С. 200-204. https://elibrary.ru/mnlegd
10. Белых И.Н. К вопросу о принципах выбора речевых жанров в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» // Инновационные тенденции развития российской науки: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. молодых учѐных. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2020. С. 252-254. https://elibrary.ru/ftcfwh
11. Хомутова Т.Н. Типология жанра: от теории к практике // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2006. № 6 (61). С. 60-64. https://elibrary.ru/kzjyct
12. Дементьев В.В. К проблеме интегрального описания речевых жанров // Жанры речи. 2024. Т. 19. № 1 (41). С. 6-22. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2024-19-1-41-6-22, https://elibrary.ru/seojby
13. Дейк Т.А., ван. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртене, 2000. 208 с.
14. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1986. 444 с. https://elibrary.ru/ymwivf
15. Гимпельсон Е.Г. К вопросу о внутрижанровых разновидностях жанра консультация // Научный потенциал. 2023. № 2-1 (41). С. 12-15. https://elibrary.ru/evzvwh
16. Комарова Е.Н. Эвристическая беседа как жанр речи учителя // Риторика в социокультурном пространстве современной России: материалы XXVII Междунар. науч.-практ. конф. Москва: ООО «Языки народов мира», 2024. С. 289-299. https://elibrary.ru/laugja
17. Гулбоев А. Роль и значение авторских программ в жанре интервью-беседа на телевидении // Евразийское пространство: экономика, право, общество. 2021. № 3. С. 37-42. https://elibrary.ru/pvgopl
18. Warren Martin. Features of Naturalness in Conversation (Pragmatics & Beyond New Series). Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2006. 272 р. http://doi.org/10.1075/pbns.152
19. Егошкина В.А. Опосредованная беседа с адресатом: репрезентация речевого жанра в научно-популярном медиадискурсе // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 10 (136). https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.136.38, https://elibrary.ru/ktjnlp
20. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5-20. https://elibrary.ru/vwhliz
Рецензия
Для цитирования:
Анисимова Т.В. Коммуникативная компетенция специалиста: жанровый аспект. Неофилология. 2025;11(3):553-564. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-553-564
For citation:
Anisimova T.V. Specialist’s communicative competence: genre aspect. Neophilology. 2025;11(3):553-564. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-553-564