Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Трансформация социокультурных практик празднования: электронная открытка как поликодовый текст

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-705-720

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Электронная поздравительная открытка сегодня является неотъемлемым атрибутом социокультурных практик любого праздника. Являясь поликодовым текстом, электронная открытка отражает представления общества о конкретном празднике, фиксирует ценностные смыслы общества через благопожелания и визуальные образы, формирует медиаобраз праздника. Цель исследования – рассмотреть трансформацию социокультурной практики отправления поздравительной открытки на примере праздника Дня России.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили 110 открыток, отобранных методом сплошной выборки на популярных сайтах открытого доступа, и 49 открыток, присланных автору респондентами 12 июня 2023 г. В работе также использованы материалы интервью с респондентами. Основными методами исследования стали: описание, герменевтический анализ текста и изображения, семиотический анализ, сравнение.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ рассмотренных открыток показывает следующие тенденции: доминирование визуальной составляющей над вербальной; сверхцентрализация визуальных образов; конструирование вневременного образа России через семантические единицы гетеростереотипов, сложившихся, в основном, ещѐ в советскую эпоху; тематической доминантой открыток являются фольклорный компонент, православная тема, символы государственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализ электронных открыток ко Дню России позволяет не только проследить трансформацию практики в празднично-ритуальном комплексе, но и выявить сложившееся в обществе отношение к празднику. Исследование можно продолжить на примере других праздников в календаре россиянина.

Об авторе

Т. В. Савельева
Челябинский государственный университет
Россия

САВЕЛЬЕВА Татьяна Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии

456313, Челябинская обл., г. Миасс, ул. Керченская, 1



Список литературы

1. Соковиков С.С., Ткаченко С.О. Открытка в зеркале научных исследований: состояние и перспективы // Вестник культуры и искусств. 2019. № 2 (58). С. 63-70. https://elibrary.ru/tfqekc

2. Бутыльская Л.В. Социокультурный феномен открытки (на примере русской свадебной открытки) // Учѐные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2013. № 2 (49). С. 66-70. https://elibrary.ru/qatpsb

3. Бутыльская Л.В. Коммуникативная полифункциональность русской поздравительной открытки // Учѐные записки Забайкальского государственного университета. 2014. № 2 (55). С. 12-15. https://elibrary.ru/scryvr

4. Зданович-Цыганяк К.Э. Публичность в исповедальной культуре – медиаконтекст // Вестник культуы и искусств. 2021. № 3 (67). С. 108-114. https://elibrary.ru/rybpsj

5. Немчинова Н.В. Корпоративная поздравительная открытка: коммуникативный и деловой аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 86. С. 217-221. https://elibrary.ru/jvwnkt

6. Хлопова А.И. Интернет-открытка как поликодовый текст // Глобальный научный потенциал. 2021. № 4 (121). С. 232-235. https://elibrary.ru/bxtdbz

7. Abdullah S., Nor J.M. Exploring Non-Linguistic Features of Malay Hari Raya Ecards // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2022. № 12 (1). P. 1076-1083. https://doi.org/10.6007/ijarbss/v12-i1/11523, https://elibrary.ru/hclode

8. Andriotis K., Mavrič M. Postcard Mobility: Going Beyond Image and Text // Annals of Tourism Research. 2013. № 40 (1). P. 18-39. http://doi.org/10.1016/j.annals.2012.07.004

9. Hobson J.C. Texted love: a social-semiotic examination of greeting cards. Sydney: Western Sydney University, 2002. 337 p.

10. Stephen J.L. What Small Businesses are Doing with Greeting Cards and Why: A National Study. Teddington: Greeting Card Association, 2022. 26 p.

11. Makhortykh М., Sydorova М. Animating the subjugated past: digital greeting cards as a form of countermemory // Visual Communication. 2019. № 21 (1). Р. 28-52. http://doi.org/10.1177/1470357219890636, https://elibrary.ru/fjzzaz

12. Sun J., Wu T., Jiang Y., Awalegaonkar R., Lin X.V., Yang D. Pretty Princess vs. Successful Leader: Gender Roles in Greeting Card Messages // Proceedings of the 2022 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. 2022. № 398. P. 1-15. http://doi.org/10.1145/3491102.3502114

13. Ткаченко С.О. Открытка советского времени как форма коммуникации государства и человека // Человек. Общество. Государство. 2017. № 1 (3). С. 70-71. https://elibrary.ru/yqyxyf

14. Насртдинова В.М. Транскрибирование контекстов современности в семантическом поле новогодней открытки // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2018. № 2. С. 77-88. http://doi.org/10.24866/1997-2857/2018-2/77-88, https://elibrary.ru/oveomj

15. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С.П. Баньковской. Москва: Кучково поле, 2016. 416 с.

16. Мардиева Л.А. Коллективная культурная память общества (прецедентные визуальные образы и феномены) // Вестник Пермского университета. Русская и зарубежная филология. 2011. № 3 (15). С. 202-209. https://elibrary.ru/nxxdll

17. Титов В.В. Роль советской символики в формировании национально-государственной идентичности россиян // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. № 27 (3). С. 82-86. https://doi.org/10.21209/2227-9245-2021-27-3-82-86, https://elibrary.ru/bjtske

18. Мальченков С. Символика СССР как инструмент сохранения единой цивилизационной идентичности на постсоветском пространстве // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество: материалы 5 Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2023. Т. 6. С. 626-628. https://elibrary.ru/luzsqi

19. Николаева Е.В. Кросс-культурные коллизии: рекламные репрезентации России // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2010. № 190. С. 472-479.

20. Михайлова Ю.Н. Медведь в политическом дискурсе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4 (64). С. 143-146. https://elibrary.ru/vbwubt

21. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2021. 238 с. https://elibrary.ru/qcnxbj

22. Капкан М.В., Лихачѐва Л.С. Этикетные нормы и коммуникативные практики использования открыток в современной российской культуре // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. № 1 (26). С. 120-128. https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.1.013, https://elibrary.ru/mrrrji

23. Маринин Ю.Н. Тематика поздравлений в русской речевой культуре // Грани познания. 2009. № 1 (2). С. 37-51. https://elibrary.ru/owvjun


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Савельева Т.В. Трансформация социокультурных практик празднования: электронная открытка как поликодовый текст. Неофилология. 2025;11(3):705-720. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-705-720

For citation:


Savelyeva T.V. The transformation of sociocultural celebration practices: the electronic greeting card as a polycode text. Neophilology. 2025;11(3):705-720. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-705-720

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)