Боратынский и музыка: перспективы арт-менеджмента в классе общего фортепиано
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-766-777
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. В исследовании представлен экспериментальный опыт арт-проектирования как перспективной части учебно-воспитательной работы в классе общего фортепиано. Обобщены сведения из области теории, истории, отечественной и зарубежной практики ис- пользования технологий арт-менеджмента в системе профессионального вузовского музы- кально-педагогического образования. Цель – аргументировать перспективность репертуар- ного подхода на основе регионального культурного наследия для введения в учебно- воспитательный процесс в классе общего фортепиано технологий арт-менеджмента как способа социализации и самореализации студентов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Основным материалом исследования является теоретическая и учебно-методическая практика введе- ния инновационных методов в систему профессионального образования, в данном случае музыкально-педагогического. Основной метод реализации поставленной цели – проектиро- вание. Результатом учебно-воспитательной деятельности является арт-проект, который вво- дит в традиционную организацию учебной коммуникации различные языки культуры, ко- торыми студенту-музыканту необходимо владеть для успешной самореализации и самопро- движения в условиях рыночной экономики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. На основе анализа современных исследований в области музыкальной педагогики и социокультурной деятельности интерпретированы различные определения понятия арт-менеджмента как по- лезной части учебно-воспитательного процесса, а также названы ментальные стереотипы, препятствующие введению инновационных технологий в массовую музыкально- педагогическую практику. Информационно-просветительская деятельность позиционирует- ся как основа арт-проектирования, способствующего взаимодействию педагогического и художественного процессов. Индивидуальный подход конкретизирован в методических средствах организации общего коммуникативного процесса, в котором художественное творчество (искусство) интерпретируется как «эпистемологический прорыв», ориентиро- ванный на публику (потребителя). Кратко охарактеризована история арт-менеджмента и его вхождение в музыкальное образование, при этом отмечается, что в области академической музыки, в отличие от эстрадной, примеры применения технологий арт-менеджмента являются уникальными. В различных аспектах освещена проблема глобализации системы образования, одним из орудий которой является арт-менеджмент, возникший в конкурентных условиях эпохи постмодерна. Указан широкий спектр угроз, вызовов и конфликтов, которыми чревата глобализация системы образования. Сделан акцент на угрозе суверенитету отечественным музыкально-педагогическим технологиям. Успешная отечественная практика осмысления достоинств и недостатков арт-менеджмента позиционируется как способ защитить педагогический суверенитет. Предложен экспериментальный вариант использования информационной технологии арт-менеджмента, сохраняющей паритетное сосуществование инновационного опыта, приобретѐнного в условиях глобализации модели вузовского образования, и традиционных методик, унаследованных от «старых мастеров». Введение концепта нематериального культурного наследия в процесс глобального стратегического макро-планирования позиционируется нами как перспектива экологически сбалансированной организации учебного процесса. В качестве экспериментального примера предлагается арт-проект «Боратынский и музыка». Арт-проект решает проблемы выбора репертуара на основе использования ресурса культурного наследия, в частности музыкальных рефлексий на творчество Боратынского, в связи с 225-летием поэта и «Годом Боратынского в Тамбове». Глобальная природа арт-менеджмента и локальный опыт арт-проектирования гармонизируются путѐм обращения к стратегической информационной основе – проблематике темы «Природа языка поэзии и музыки: универсалии и специфика смысловыражения». Законы взаимодействия слова и музыки представлены в новейших результатах нейроэстетики. Персональные арт-проекты студентов в рамках общей темы дают примеры творческой художественной рефлексии на движение культурных смыслов. Результатом выражения смыслового движения культур и являются конкретные результаты освоения творческих задач в классе общего фортепиано музыкально-педагогического вуза. В качестве основного инструмента организации инновационной студенческой деятельности предложены персональные карты (педагогические маршруты), ориентированные на персональную тему, которую студент реализует в качестве арт-менеджера. Каждая такая разработка выступает подтемой общего арт-проекта «Боратынский и музыка». Предложены этапы реализации артпроектов, на каждом из этапов предусмотрены контрольный срез и коррекция, для чего вводятся «Персональные чек-листы». В персональных картах предусмотрен целостный структурный анализ осваиваемой профессиональной компетенции, исполнительской и артменеджерской. Данный нами список тем для персональных арт-проектов студентов максимально приближен к индивидуальным художественным и интеллектуальным предпочтениям и интересам будущих профессиональных музыкантов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты экспериментальной разработки предлагаются в качестве способа введения инновационных практик, а также средства мотивации и социализации студентов музыкально-педагогического вуза.
Об авторах
М. Ю. ДолгушинаРоссия
ДОЛГУШИНА Марионелла Юрьевна, кандидат философских наук, доцент, доцент объединѐнной кафедры камерного ансамбля, концертмейстерской подготовки и общего фортепиано
392000, г. Тамбов, ул. Советская, 87
А. А. Долгушина
Россия
ДОЛГУШИНА Анна Александровна, преподаватель колледжа им. В.К. Мержанова
392000, г. Тамбов, ул. Советская, 87
Список литературы
1. Колбер Ф., Эврар И. Арт-менеджмент – наука третьего тысячелетия // Арт-менеджмент. 2002. № 3. С. 3-10.
2. Акчурина А.К. Система обучения промоутерству шоу-бизнеса экономистов-менеджеров в вузах культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2000.
3. Кулдыркаева О.В. Современные технологии арт-менеджмента в музыкальной педагогике // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 57. С. 260-265. https://doi.org/10.31773/2078-1768-2021-57-260-265, https://elibrary.ru/dkdzrs
4. Зорилова Л.С., Шилова О.Е. Межкультурное взаимодействие музыкантов как основа становления их профессионализма // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 215-224. https://elibrary.ru/yqbucr
5. Шилова О.Е. Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2006. 25 с. https://elibrary.ru/nkfohf
6. Костылёв С.В., Копцева Н.П. Применение методов и технологий арт-менеджмента в социокультурном образовательном пространстве Красноярского края // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. Ст. 384. https://elibrary.ru/pupsvv
7. Костылёв С.В. Арт-менеджмент как комплексная система управленческой деятельности в области культуры, искусства и образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 1-8. https://elibrary.ru/sbkymj
8. Житенёва Т.П. Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2005.
9. Зобков Ю.С. Музыкальный мир ХХ столетия: проблема диалога культур: на примере жизни и творчества С.А. Кусевицкого в эмиграции: дис. … канд. культурологии. Москва, 2004. 156 с.
10. Виноградова Н.В. Арт-менеджмент и современные технологии изобразительного искусства. Тольятти, 2024. 61 с.
11. Шилова О.Е. Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2006. 28 с.
12. Зорилова Л.С., Шилова О.Е. Межкультурное взаимодействие музыкантов как основа становления их профессионализма // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 215-223. https://elibrary.ru/yqbucr
13. Филонович С.Р. Хроника. XII Международная конференция по менеджменту в области культуры и искусства // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. № 3. С. 153-156. https://elibrary.ru/rcpigv
14. Акулич М.М. Образование в условиях глобализации // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 5. С. 50-57. https://elibrary.ru/hrongh
15. Касаткин П.И. Глобализация культуры: проблемы и перспективы // Власть. 2017. № 8. С. 40-48. https://elibrary.ru/zdqhwl
16. Матвиенко С.В., Васильева Е.В. Развитие образования в эпоху глобализации // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 1А. С. 50-69. https://elibrary.ru/xfyjvi
17. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. Москва, 1993. 70 с.
18. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритма и искусства. Москва: Республика, 2000.
19. Harrison A.W., Mannion D.J., Jack B.N., Griffiths O. et al. Sensory attenuation is modulated by the contrasting effects of predictability and control // NeuroImage. 2021. Vol. 237. Art. 118103. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2021.118103
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Долгушина М.Ю., Долгушина А.А. Боратынский и музыка: перспективы арт-менеджмента в классе общего фортепиано. Неофилология. 2025;11(3):766-777. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-766-777
For citation:
Dolgushina M.Yu., Dolgushina A.А. Boratynsky and music: perspectives of art management in the general piano class. Neophilology. 2025;11(3):766-777. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-766-777