Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Боратынский и музыка: перспективы арт-менеджмента в классе общего фортепиано

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-766-777

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В исследовании представлен экспериментальный опыт арт-проектирования как перспективной части учебно-воспитательной работы в классе общего фортепиано. Обобщены сведения из области теории, истории, отечественной и зарубежной практики ис- пользования технологий арт-менеджмента в системе профессионального вузовского музы- кально-педагогического образования. Цель – аргументировать перспективность репертуар- ного подхода на основе регионального культурного наследия для введения в учебно- воспитательный процесс в классе общего фортепиано технологий арт-менеджмента как способа социализации и самореализации студентов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Основным материалом исследования является теоретическая и учебно-методическая практика введе- ния инновационных методов в систему профессионального образования, в данном случае музыкально-педагогического. Основной метод реализации поставленной цели – проектиро- вание. Результатом учебно-воспитательной деятельности является арт-проект, который вво- дит в традиционную организацию учебной коммуникации различные языки культуры, ко- торыми студенту-музыканту необходимо владеть для успешной самореализации и самопро- движения в условиях рыночной экономики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. На основе анализа современных исследований в области музыкальной педагогики и социокультурной деятельности интерпретированы различные определения понятия арт-менеджмента как по- лезной части учебно-воспитательного процесса, а также названы ментальные стереотипы, препятствующие введению инновационных технологий в массовую музыкально- педагогическую практику. Информационно-просветительская деятельность позиционирует- ся как основа арт-проектирования, способствующего взаимодействию педагогического и художественного процессов. Индивидуальный подход конкретизирован в методических средствах организации общего коммуникативного процесса, в котором художественное творчество (искусство) интерпретируется как «эпистемологический прорыв», ориентиро- ванный на публику (потребителя). Кратко охарактеризована история арт-менеджмента и его вхождение в музыкальное образование, при этом отмечается, что в области академической музыки, в отличие от эстрадной, примеры применения технологий арт-менеджмента являются уникальными. В различных аспектах освещена проблема глобализации системы образования, одним из орудий которой является арт-менеджмент, возникший в конкурентных условиях эпохи постмодерна. Указан широкий спектр угроз, вызовов и конфликтов, которыми чревата глобализация системы образования. Сделан акцент на угрозе суверенитету отечественным музыкально-педагогическим технологиям. Успешная отечественная практика осмысления достоинств и недостатков арт-менеджмента позиционируется как способ защитить педагогический суверенитет. Предложен экспериментальный вариант использования информационной технологии арт-менеджмента, сохраняющей паритетное сосуществование инновационного опыта, приобретѐнного в условиях глобализации модели вузовского образования, и традиционных методик, унаследованных от «старых мастеров». Введение концепта нематериального культурного наследия в процесс глобального стратегического макро-планирования позиционируется нами как перспектива экологически сбалансированной организации учебного процесса. В качестве экспериментального примера предлагается арт-проект «Боратынский и музыка». Арт-проект решает проблемы выбора репертуара на основе использования ресурса культурного наследия, в частности музыкальных рефлексий на творчество Боратынского, в связи с 225-летием поэта и «Годом Боратынского в Тамбове». Глобальная природа арт-менеджмента и локальный опыт арт-проектирования гармонизируются путѐм обращения к стратегической информационной основе – проблематике темы «Природа языка поэзии и музыки: универсалии и специфика смысловыражения». Законы взаимодействия слова и музыки представлены в новейших результатах нейроэстетики. Персональные арт-проекты студентов в рамках общей темы дают примеры творческой художественной рефлексии на движение культурных смыслов. Результатом выражения смыслового движения культур и являются конкретные результаты освоения творческих задач в классе общего фортепиано музыкально-педагогического вуза. В качестве основного инструмента организации инновационной студенческой деятельности предложены персональные карты (педагогические маршруты), ориентированные на персональную тему, которую студент реализует в качестве арт-менеджера. Каждая такая разработка выступает подтемой общего арт-проекта «Боратынский и музыка». Предложены этапы реализации артпроектов, на каждом из этапов предусмотрены контрольный срез и коррекция, для чего вводятся «Персональные чек-листы». В персональных картах предусмотрен целостный структурный анализ осваиваемой профессиональной компетенции, исполнительской и артменеджерской. Данный нами список тем для персональных арт-проектов студентов максимально приближен к индивидуальным художественным и интеллектуальным предпочтениям и интересам будущих профессиональных музыкантов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты экспериментальной разработки предлагаются в качестве способа введения инновационных практик, а также средства мотивации и социализации студентов музыкально-педагогического вуза.

Об авторах

М. Ю. Долгушина
ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова»
Россия

ДОЛГУШИНА Марионелла Юрьевна, кандидат философских наук, доцент, доцент объединѐнной кафедры камерного ансамбля, концертмейстерской подготовки и общего фортепиано

392000, г. Тамбов, ул. Советская, 87



А. А. Долгушина
ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова»
Россия

ДОЛГУШИНА Анна Александровна, преподаватель колледжа им. В.К. Мержанова

392000, г. Тамбов, ул. Советская, 87



Список литературы

1. Колбер Ф., Эврар И. Арт-менеджмент – наука третьего тысячелетия // Арт-менеджмент. 2002. № 3. С. 3-10.

2. Акчурина А.К. Система обучения промоутерству шоу-бизнеса экономистов-менеджеров в вузах культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2000.

3. Кулдыркаева О.В. Современные технологии арт-менеджмента в музыкальной педагогике // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 57. С. 260-265. https://doi.org/10.31773/2078-1768-2021-57-260-265, https://elibrary.ru/dkdzrs

4. Зорилова Л.С., Шилова О.Е. Межкультурное взаимодействие музыкантов как основа становления их профессионализма // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 215-224. https://elibrary.ru/yqbucr

5. Шилова О.Е. Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2006. 25 с. https://elibrary.ru/nkfohf

6. Костылёв С.В., Копцева Н.П. Применение методов и технологий арт-менеджмента в социокультурном образовательном пространстве Красноярского края // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. Ст. 384. https://elibrary.ru/pupsvv

7. Костылёв С.В. Арт-менеджмент как комплексная система управленческой деятельности в области культуры, искусства и образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 1-8. https://elibrary.ru/sbkymj

8. Житенёва Т.П. Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2005.

9. Зобков Ю.С. Музыкальный мир ХХ столетия: проблема диалога культур: на примере жизни и творчества С.А. Кусевицкого в эмиграции: дис. … канд. культурологии. Москва, 2004. 156 с.

10. Виноградова Н.В. Арт-менеджмент и современные технологии изобразительного искусства. Тольятти, 2024. 61 с.

11. Шилова О.Е. Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2006. 28 с.

12. Зорилова Л.С., Шилова О.Е. Межкультурное взаимодействие музыкантов как основа становления их профессионализма // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 215-223. https://elibrary.ru/yqbucr

13. Филонович С.Р. Хроника. XII Международная конференция по менеджменту в области культуры и искусства // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. № 3. С. 153-156. https://elibrary.ru/rcpigv

14. Акулич М.М. Образование в условиях глобализации // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 5. С. 50-57. https://elibrary.ru/hrongh

15. Касаткин П.И. Глобализация культуры: проблемы и перспективы // Власть. 2017. № 8. С. 40-48. https://elibrary.ru/zdqhwl

16. Матвиенко С.В., Васильева Е.В. Развитие образования в эпоху глобализации // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 1А. С. 50-69. https://elibrary.ru/xfyjvi

17. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. Москва, 1993. 70 с.

18. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритма и искусства. Москва: Республика, 2000.

19. Harrison A.W., Mannion D.J., Jack B.N., Griffiths O. et al. Sensory attenuation is modulated by the contrasting effects of predictability and control // NeuroImage. 2021. Vol. 237. Art. 118103. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2021.118103


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Долгушина М.Ю., Долгушина А.А. Боратынский и музыка: перспективы арт-менеджмента в классе общего фортепиано. Неофилология. 2025;11(3):766-777. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-766-777

For citation:


Dolgushina M.Yu., Dolgushina A.А. Boratynsky and music: perspectives of art management in the general piano class. Neophilology. 2025;11(3):766-777. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-766-777

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)