Ирония и сатира на страницах «Тамбовского листка объявлений»
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-778-788
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Ирония на страницах провинциальных газет как стратегия автора, по сравнению с аналитической и новостной публицистикой, мало изучена. Целью исследования является анализ публицистических текстов рекламной газеты «Тамбовский листок объявлений» за 1912 г., что позволит сформулировать оригинальную позицию автора в общественнополитическом и социокультурном пространствах того времени.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Изучение статей, заметок и фельетонов 89 выпусков газеты «Тамбовский листок объявлений» за 1911–1912 гг. позволяет понять специфику работы редактора газеты, а также проанализировать мотивы издательского поведения автора. Методы исследования: филологический и историко-культурный анализ в рамках общественно-политического контекста.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Охарактеризована природа подачи материала глазами современника. Обоснована идейная целесообразность взаимодействия иронии и аналитики в построении текстов. Сделаны выводы о значении комических элементов и средств художественной выразительности в публицистических текстах. Незаурядная стилистика издания способствовала созданию качественно нового полиграфического, издательского, рекламного и сатирического продукта. Газета оказалась востребована провинциальным читателем того времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. На примерах текстов статей и фельетонов издания показана специфика ироничной подачи, создающей уникальную повествовательную экспрессию, формулирующей стиль газеты; проанализирована редакционная деятельность уникального неправительственного издания. Исследование публицистического и сатирического содержания газеты может быть применено к исследованию других сатирических изданий этого периода.
Об авторе
М. Ю. ВатолинаРоссия
ВАТОЛИНА Мария Юрьевна, сотрудник научно-практической лаборатории новых медиа
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Зверева Е.А. Медиаобразовательный потенциал сатиры в цифровой среде: высмеивание достоверности // Неофилология. 2022. Т. 8. № 4. С. 821-831. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-4-821-831, https://elibrary.ru/qrmjmc
2. Пригарина Н.К. Сравнение как способ эмоциональной репрезентации информации в рекламном тексте // Неофилология. 2021. Т. 7. № 28. С. 743-749. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-743-749, https://elibrary.ru/tdolpx
3. Шаховский В.И. Экология коммуникативной дистрибуции слова // Неофилология. 2021. Т. 7. № 27. С. 369-376. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-27-369-376, https://elibrary.ru/ykrdlp
4. Пядышева Т.Г. Язык рекламы: структурные особенности рекламных текстов // Неофилология. 2022. Т. 8. № 1. С. 154-162. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-1-154-162, https://elibrary.ru/unphur
5. Хорольский В.В. Ирония и юмор в публицистике как когнитивная стратегия (медийно-культурологические аспекты) // Неофилология. 2023. Т. 9. № 2. С. 356-364. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-356-364, https://elibrary.ru/xpwmxq
6. Брызгалова Е.Н., Иванова И.Е. Креолизованный текст в сатирических журналах XX в. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2022. № 3 (74). С. 171-178. https://doi.org/10.26456/vtfilol/2022.3.171, https://elibrary.ru/qdfwni
7. Мараховская Л.Н. Особенности русской политической сатиры 1905–1906 гг. // Теория и история искусства. 2021. № 3-4. С. 159-183. https://elibrary.ru/wvlzkr
8. Трахтенберг Л.А. Образ издателя в русских сатирических журналах // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2016. № 4. С. 90-108. https://elibrary.ru/rnkkqb
9. Страшнов С.Л. О тенденциях развития стихотворного фельетона // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 6. С. 109-113. https://elibrary.ru/ykuhdz
10. Ржанова С.А. Сатирическая журналистика как средство влияния на общество (на примере журнала «Сатирикон») // Научный взгляд в будущее. 2020. Т. 2. № 16. С. 86-88. https://doi.org/10.30888/24157538.2020-16-02-017, https://elibrary.ru/wtvozd
11. Шилихина К.М. Ироническое выражение деонтической оценки в общественно политическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2013. № 1 (43). С. 121-127. https://elibrary.ru/pwnavx
12. Видная О.Е. Специфика становления системы региональной печати вначале ХХ века (на примере Тамбовской губернии) // Неофилология. 2022. Т. 8. № 4. С. 796-805. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-4-796-805, https://elibrary.ru/xceypz
13. Кротова Т.А. Тамбовская реклама // Тамбов в прошлом, настоящем и будущем: материалы Х Всерос. науч. конф., посвящ. 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тамбов: Тамбов. полиграф. союз, 2020. С. 242-246. https://elibrary.ru/aelfbi
14. Козлов И.В. Уральские сатирические журналы Первой русской революции («Гном», «Рубин», «Магнит») // Неофилология. 2024. № 10 (2). С. 397-408. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-397-408, https://elibrary.ru/xiehue
15. Видная О.Е. Дореволюционная печать Тамбовской губернии (1788–1918 гг.): исторический и системный аспекты. Тамбов: Изд. дом Державинский, 2024. 200 с. https://elibrary.ru/rmwyno
Рецензия
Для цитирования:
Ватолина М.Ю. Ирония и сатира на страницах «Тамбовского листка объявлений». Неофилология. 2025;11(3):778-788. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-778-788
For citation:
Vatolina M.Yu. Irony and satire on the pages of “Tambov Bulletin of Announcements”. Neophilology. 2025;11(3):778-788. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-778-788