Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Классики, современники, соратники: образы «других» в журнале Давида Бурлюка “Color and Rhyme”

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-642-653

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Журнал “Color and Rhyme”, издававшийся Давидом Бурлюком в эмиграции, традиционно трактуется как инструмент его самопрезентации. Однако в нѐм публиковались материалы и о других писателях и художниках – от классиков до американских авторов, представителей Русской Америки и соратников-футуристов. Эти тексты, лишь упоминавшиеся ранее, впервые становятся предметом специального анализа.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Выпуски журнала с 1931 по 1966 г. анализируются с применением историколитературного и литературно-биографического методов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В ходе анализа выявлено, что в журнале освещаются как фигуры классиков литературы и живописи, так и современников в Америке: местных поэтов и художников, а также выходцев из России. Публикации выполняли просветительскую функцию, способствовали поддержке начинающих авторов и художников, а также сохраняли память о соратникахфутуристах, прежде всего В. Хлебникове, В. Каменском и В. Маяковском.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В публикациях о деятелях литературы и искусства проявляется особая установка Давида Бурлюка на просветительскую деятельность. Его журнальный проект выполнял роль своеобразного культурного моста между разными пространствами – Россией и Америкой, эмигрантской средой и художественной метрополией, классическим наследием и новаторскими поисками. Таким образом, журнал “Color and Rhyme” становится площадкой культурного посредничества, выполняющей важные функции информирования, воспитания и формирования художественного вкуса.

Об авторах

И. О. Машенкова
Самаркандский государственный университет им. Шарофа Рашидова
Узбекистан

МАШЕНКОВА Ирина Олеговна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного

140104, г. Самарканд, Университетский б-р, 15



В. П. Середа
Литературно-художественный музей Сергея Денисова
Россия

СЕРЕДА Владимир Павлович, главный хранитель фондов

392000, г. Тамбов, ул. Базарная, 69



Список литературы

1. Арустамова А.А. Давид Бурлюк в журнале «Цвет и рифма» (Color and Rhyme). Статья первая. Художник и поэт на перекрѐстке культур // Литература двух Америк. 2021. № 10. С. 207-227. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-10-207-227, https://elibrary.ru/jshlsj

2. Арустамова А.А. Давид Бурлюк в журнале «Цвет и рифма» (Color and Rhyme). Статья вторая. Связать эпохи и культуры: путешествие во Францию (1949) // Литература двух Америк. 2023. № 14. С. 357-372. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2023-14-357-372, https://elibrary.ru/rjjyjn

3. Бирюков С.Е. Давид Бурлюк – многоликий и единый // Неофилология. 2024. № 10 (1). С. 138-148. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-138-148, https://elibrary.ru/xgbljf

4. Деменок Е.Л. Американские адреса Давида Бурлюка // Дети Ра. 2016. № 11 (145). https://magazines.gorky.media/ra/2016/11/amerikanskie-adresa-davida-burlyuka.html

5. Евдаев Н. Давид Бурлюк в Америке: материалы к биографии. Москва: Наука, 2008. 468 с. https://elibrary.ru/qttebz

6. Желтова Н.Ю. «Гениальный Давид Бурлюк»: к вопросу о тамбовских культурных связях // Филологическая регионалистика. 2013. № 2 (10). С. 64-68. https://elibrary.ru/svtsad

7. Марков В.М. Русский след в Японии. Давид Бурлюк – отец японского футуризма // Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. 2007. № 14. С. 191-219. https://elibrary.ru/ncjcrb

8. Середа В.П. Страницы великой дружбы // Творчество В.В. Маяковского в ХХI веке. Вып . 3. Текст и биография. Слово и изображение. Москва: ИМЛИ РАН, 2015. С. 499 -510. https://elibrary.ru/vuuweh

9. Бурлюк Д.Д. Энтелехизм. Теория. Критика. Стихи. Картины (1907–1930). Нью-Йорк: Изд. М.Н. Бурлюк, 1930. 24 с.

10. Аршинова И.В. «Русскую грамматику я выучил главным образом на верблюжьей спине»: Джон Поллен и его переводы // Пространство безграничной словесности: сборник статей к 70-летию В.Е. Багно. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2021. С. 35-47. https://elibrary.ru/lzaaww

11. Марков А.В. Эпизод русского футуризма: Артюр Рембо и Варвара Статьева // Studia Humanitatis. 2021. № 2. С. 18. https://elibrary.ru/ihbbku

12. Бурлюк Д.Д. Письма из коллекции С. Денисова / авт.-сост. А.С. Чернов. Тамбов, 2011. 728 с.

13. Нагайцева К.А. Образ ребѐнка в творчестве Элизабет Баррет Браунинг // Наука и школа. 2021. № 2. С. 23-33. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-2-23-33, https://elibrary.ru/ozzemx

14. Бурлюк Д.Д. Давид Бурлюк пожимает руку Вульворт Бильдингу. Нью-Йорк: Издание кооператива газеты «Русский голос», 1924. 48 с.

15. Арустамова А.А. Американский контекст русской пролетарской поэзии в США (1920-е гг.): случай Я. Тарле // Литература двух Америк. 2017. № 3. С. 229-246. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2017-3-229-246, https://elibrary.ru/ynmjzc

16. Поляков В.В. Повесть о художнике // Давид Бурлюк. Филонов. Повесть / примеч., коммент. и послесл. В. Полякова. Москва: Гилея, 2017. С. 179-211.

17. Фролов М.А., Галушкин А.Ю. Слишком «Новое о Маяковском» // Литературный факт. 2017. № 5. С. 288-372. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2017-5-288-372, https://elibrary.ru/zwtdzz


Рецензия

Для цитирования:


Машенкова И.О., Середа В.П. Классики, современники, соратники: образы «других» в журнале Давида Бурлюка “Color and Rhyme”. Неофилология. 2025;11(3):642-653. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-642-653

For citation:


Mashenkova I.O., Sereda V.P. Classics, contemporaries, companions: images of the “others” in David Burliuk’s magazine “Color and Rhyme”. Neophilology. 2025;11(3):642-653. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-642-653

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)