Формирование национального имиджа в эпоху новых медиа: сравнительный анализ международных пропагандистских стратегий официальных аккаунтов Китая, США и России на коротких видеоплатформах
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-802-812
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Современная эпоха новых медиа открывает новые возможности для формирования национального имиджа через платформы коротких видео, такие как TikTok, YouTube Shorts, VK Клипы и RutubeShorts. Эти платформы стали важным средством публичной дипломатии, позволяя национальным правительствам транслировать ключевые ценности, нарративы и достижения широкой аудитории. Целью является анализ стратегий формирования национального имиджа Китая, США и России с использованием данных платформ, а также выявление их различий и особенностей.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалы включают видеоконтент, опубликованный на официальных аккаунтах этих государств на платформах TikTok, YouTube Shorts, VK Клипы и RutubeShorts. В рамках исследования применены методы контент-анализа, сравнительного анализа и семиотического подхода. Изучены тематическая структура видеороликов, характер визуальных и риторических приѐмов, а также показатели вовлечѐнности аудитории, такие как количество лайков, комментариев и репостов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлено, что Китай делает акцент на культурных традициях, инновациях и экономических достижениях, США – на свободе, индивидуализме и популярной культуре, а Россия – на патриотизме, исторической памяти и национальной идентичности. Визуальные приѐмы включают использование национальной символики, элементов прогресса и традиций, при этом метрики вовлечѐнности показали, что США и Китай имеют преимущество на международных платформах, а Россия ориентируется в основном на внутренний рынок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты исследования подчѐркивают значимость коротких видеоплатформ как инструментов публичной дипломатии и формирования национального имиджа. В то время как США и Китай активно используют глобальные платформы для привлечения международной аудитории, Россия сосредоточена на укреплении патриотизма и национальной идентичности внутри страны.
Об авторе
Вэнь БоюаньРоссия
ВЭНЬ Боюань, аспирант, кафедра массовых коммуникаций
14623, г. Рочестер, Ломб Мемориал пр-д, 1
Список литературы
1. Белоусова А.М. Создание национального имиджа России в информационном пространстве: исторический аспект // Регионы Российской Федерации: история и современность: сб. материалов 14 Междунар. конф. молодых учѐных и специалистов. Москва: Полит. энцикл., 2024. С. 20-23. https://elibrary.ru/xlykty
2. Глушко К.А. Особенности формирования национального брендинга как основы государственного имиджа // Фундаментальные научные исследования: теория и практика: сб. науч. тр. по материалам XXVI Междунар. науч.-практ. конф. Анапа, 2024. С. 88-92. https://elibrary.ru/nhzxwc
3. Линская В.А., Солодовникова В.О., Гуща А.А. Национальный брендинг США как элемент конструирования позитивного имиджа государства // Научные исследования в современном мире. Теория и практика: сб. ст. Всерос. науч. конф. Санкт-Петербург: Гуманитар. нац. исслед. ин-т «НАЦРАЗВИ-ТИЕ», 2023. С. 41-43. https://elibrary.ru/nwfrkq
4. Ли С. Анализ национального имиджа Китая, конструируемого российскими СМИ в контексте стратегии «Один пояс – один путь» // Молодой учѐный. 2024. № 5 (504). С. 99-101. https://elibrary.ru/dlrtyj
5. Чжао Ц. СМИ как канал международной коммуникации // Научный аспект. 2023. Т. 17. № 4. С. 2226-2231. https://elibrary.ru/oyybnf
6. Юймо Л. Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании национального имиджа Китая // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. 2022. № 2. С. 86-91. https://elibrary.ru/iydqao
7. Юй С. Современная межкультурная коммуникация и национальный имидж Китая: исследование видеоплатформы YouTube // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11. № 1. С. 190-202. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2022.11(1).190-202, https://elibrary.ru/nemoya
8. Лэмэн Ч. Формирование национального имиджа Китая и коммуникационный подход // Advances in science and technology: сб. материалов LIX Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2024. С. 123-125. https://elibrary.ru/sovjcy
9. Катанаев М.И. Национальная идея как основа формирования имиджа России на современном этапе // Студенческие чтения: сб. ст. Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2021. Вып. 13. С. 114-120. https://elibrary.ru/neglgj
10. Тайрер С.Д. Национальный брендинг как элемент конструирования позитивного имиджа государства // Гуманитарный акцент. 2021. № 2. С. 75-80. https://elibrary.ru/pikdcx
11. Телегина Е.А. Роль национальной идеи России в контексте трансформации внешнеполитического имиджа страны в XXI веке // Межкультурный диалог в современном мире: материалы ХI конф. с междунар. участием. Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2023. С. 79-82. https://elibrary.ru/qmvovn
12. Се Ч., Чжан Ц. Проблема национального имиджа России в интерпретации китайских учѐных // Социальные и гуманитарные знания. 2021. Т. 7. № 3 (27). С. 256-269. https://doi.org/10.18255/2412-6519-2021-3-256-269, https://elibrary.ru/liuqfr
13. Информационная война в цифровом медиапространстве / под ред. Л.К. Лободенко, Л.П. Шестеркиной, А.В. Красавиной. Челябинск, 2023. 364 с.
14. Ян В. Медиаобраз Китая на материале постов в социальных сетях // Лучшая исследовательская статья 2024: сб. ст. IX Междунар. науч.-исслед. конкурса. Пенза: Наука и Просвещение, 2024. С. 64-67. https://elibrary.ru/izualr
15. Лю Л., Янь Ц. Изучение национального имиджа в России // Политическая лингвистика. 2024. № 1 (103). С. 171-178. https://elibrary.ru/rjnryy
16. Шувалова А.А., Иванова А.А. Особенности формирования политического имиджа Российской Федерации в СМИ современной Испании на материалах национальных СМИ (интернет-издания) // Политическое пространство и социальное время: диалектика целей и ценностей: сб. науч. тр. XLII Междунар. Харакского форума. Симферополь, 2024. С. 355-363. https://elibrary.ru/elejaf
17. Ван С. К истории эволюции китайского национального имиджа в России // Историческое знание и преподавание истории в контексте эволюции национального самосознания: материалы Междунар. науч. конф. Москва, 2021. С. 85-89. https://elibrary.ru/owevac
18. Тан Ц. Публичная дипломатия и построение имиджа государства в эпоху новых медиа // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 113-4. С. 8-11. https://doi.org/10.18411/trnio-09-2024-125, https://elibrary.ru/dkgvss
19. Кривохиж С.В., Соболева Е.Д. КНР и борьба за дискурсивную гегемонию: роль стратегических нарративов // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2023. Т. 18. № 2. С. 178-192. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2023-02-09, https://elibrary.ru/ybjrph
20. Ивэнь Г. Трансформация образа США и России в китайских массмедиа в 2000–2021 гг. // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94). С. 353-357. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-394-353-356, https://elibrary.ru/ruswbi
Рецензия
Для цитирования:
Боюань В. Формирование национального имиджа в эпоху новых медиа: сравнительный анализ международных пропагандистских стратегий официальных аккаунтов Китая, США и России на коротких видеоплатформах. Неофилология. 2025;11(3):802-812. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-802-812
For citation:
Boyuan W. National image formation in the era of new media: a comparative analysis of the international propaganda strategies of the official accounts of China, the United States and Russia on short video platforms. Neophilology. 2025;11(3):802-812. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-802-812