Изменение портрета учителя в отечественной анимации
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-735-754
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Меняются формы и стратегии образования. Это находит отражение в фильмах. Рассмотрение представления образа учителя в анимации актуально в свете трансформации его роли, функций и значимости в обществе. Глубоких работ, посвящѐнных анализу портрета педагога в отечественной анимации, практически нет. Это определило цель исследования.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования стали более 50 отечественных анимационных фильмов и сериалов, созданных с 1927 по 2024 г. При выполнении исследования использованы методы частотного и компаративного анализа, контекстуальный, тематический и иконографический подходы, позволившие сопоставить изображения и выявить константные и меняющиеся элементы в представлении портрета учителя.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В анимации образ учителя трансформировался от безличностно-сакрального до карикатурно-глумливого. Его роли в структуре сюжетов варьируются от наставника до проводника в новый мир, от носителя знаний и организатора процесса обучения до надзирателя и карателя за нерадивость в учѐбе. Меняется гендерный портрет учителя: образ педагога-мужчины, доминирующий в анимации до 1970-х гг. постепенно замещается образом учительницы. При изображении учителей в анимации используются различные комические приѐмы и интонации, существующие в диапазоне от доброй иронии, пародирования и утрирования отдельных черт до откровенного глумления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В отечественной анимации портрет учителя схематичен и создан на основе стереотипных представлений. Образ учителя как главного героя до сих пор не разработан. Он почти всегда оказывается на второстепенных ролях. Современная российская анимация транслирует негативное представление, связанное со снижением авторитета учителя в обществе.
Об авторе
Н. Г. КривуляРоссия
КРИВУЛЯ Наталья Геннадьевна, доктор искусствоведения, профессор, руководитель научного отдела Высшей школы (факультета) телевидения
119991, г. Москва, Ленинские Горы, 1
125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, 32А
Список литературы
1. Логинов В.И., Карицкий И.Н. Влияние мультфильмов на сознание человека // Психология в современном мире: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Москва: Моск. гос. ун-т дизайна и технологии, 2017. С. 233-236. https://elibrary.ru/yvsjuw
2. Куниченко О.В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 7 (82). С. 76-79. https://elibrary.ru/rtblfl
3. Дохова З.Р., Соблирова М.Х. Современные мультипликационные фильмы как средство воздействия на детское сознание // Язык: история и современность. 2022. № 1. С. 83-91. https://elibrary.ru/hujlte
4. Григорьева О. Образ учителя в советском кино: от «Весенней» оттепели до «Большой перемены» // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. науч. ст. Саратов, 2007. С. 223-239.
5. Маченин А.А. Собирательный образ школьного учителя в отражении теле/кино/интернет медиапространства // Медиаобразование. 2016. № 3. С. 23-48. https://elibrary.ru/vvthal
6. Мальцева А.А., Симбирцева Н.А. Образ педагога в современном документальном кино // Молодежь в меняющемся мире: вопросы междисциплинарных исследований: материалы XV Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2024. C. 461-472. https://elibrary.ru/zrwcfm
7. Митина Т.С. Особенности формирования идеального кинематографического образа советского учителя // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 575. https://elibrary.ru/ytifxd
8. Катрич А.Ю. Герменевтический анализ мультипликационных фильмов западных стран на тему школы и вуза // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. № 2. С. 128-140. https://elibrary.ru/xptknn
9. Dahlgren R.L. From Martyrs to Murderers: Images of Teachers and Teaching in Hollywood Films. New York: State University of New York at Fredonia, 2017. 172 p.
10. Schwarz-Franco O. Teachers in Film: Inspiration for Autonomous and Transformative Teaching or a Warning against It? // Universal Journal of Educational Research. 2016. Vol. 4. № 5. P. 994-1002. https://doi.org/10.13189/ujer.2016.040509
11. Челышева И.В. Герменевтический анализ отечественных игровых фильмов школьной проблематики. Москва: Директ-Медиа, 2019. 140 с.
12. Кононов А.Т. Верное сердце. Минск, 1958. 407 с.
13. Хуа Ли, Коу С. Педагогическое наказание школьников в Китае: нормативно-правовое обеспечение // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 3 (126). С. 25-34. https://elibrary.ru/hzgjpv
14. Шаганова-Образцова О.А. «Золотой ключик». Записки Буратино. Москва, 1939. 32 с.
15. Баскакова М.Е. Мужчины и женщины в системе образования // Вопросы образования. 2005. № 1. С. 276-303. https://elibrary.ru/skdedb
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Кривуля Н.Г. Изменение портрета учителя в отечественной анимации. Неофилология. 2025;11(3):735-754. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-735-754
For citation:
Krivulya N.G. Evolving portrayal of teachers in Russian animation. Neophilology. 2025;11(3):735-754. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-735-754