Этнолингвистические особенности рекламных текстов Калмыкии на русском языке
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-274-283
Аннотация
Исследование посвящено выявлению этнолингвистических особенностей и исследованию их функционирования в русскоязычных рекламных текстах и афишах Калмыкии. Рассмотрен вопрос происхождения этнонима «калмык», отмечено, что калмыцкий этнос имеет несколько этнонимов: калмык, хальмг, улан залата хальмг, исследовано функционирование отэтнонимных дериватов («Калмыкия», «калмыцкий», «калмык/калмычка») и этномаркированной лексики в рекламных текстах и афишах Калмыкии. Применены описательный и лингвокультурологический методы, приѐм количественных подсчѐтов. Выявлено частотное употребление этнотопонима «Калмыкия» и отэтнонимного прилагательного «калмыцкий», применение которых привлекает внимание адресата, вызывает доверие и побуждает его к приобретению товара или услуги. В рекламных текстах отмечается национальный колорит, выражающийся через лексические этномаркеры, описано их положительное воздействие на адресата. Обнаружены национально-прецедентные феномены, передающие ключевые концепты национальной культуры и национального сознания. Подчѐркивается прецедентный характер калмыцкого чая и его особое значение в калмыцкой лингвокультуре. Результаты исследования вносят некоторый вклад в изучение этнолингвокультурологии и могут быть использованы при подготовке и преподавании курсов «Этнолингвистика», «Лингвокультурология».
Об авторе
О. В. СалыноваРоссия
Салынова Ольга Васильевна, старший преподаватель кафедры германской филологии
358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11
Список литературы
1. Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 458 с. URL: https://www.academia.edu/10100591/А_С_ГЕРД_ВВЕДЕНИЕ_В_ЭТНОЛИНГВИСТИКУ_A_S_GERD_AN_INTRODUCTION_TO_ETHNOLINGUISTICS
2. Шараева Т.И. Этнические маркеры калмыков: исследование и материалы. Элиста: КалмНЦ РАН, 2017. 288 с. https://doi.org/10.22162/978-5-906881-39-7, https://elibrary.ru/nrgxzn
3. Назукина М.В. Маркеры этничности в региональной идентичности республик России // Регионология. 2018. Т. 26. № 4. С. 698-717. https://doi.org/10.15507/2413-1407.105.026.201804.698-717, https://elibrary.ru/yqjhch
4. Бакаева Э.П. Вопросы этнической идентификации в документах калмыцких буддистов первой трети XX в. в контексте современных проблем исследования этнической истории калмыков // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2018. Т. 11. № 4 (38). С. 52-67. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2018-38-4-52-67, https://elibrary.ru/yplelz
5. Бакаева Э.П. Визуализация идентичности: символика этнической идентификации в контексте системы автомобильности (на примере Калмыкии) // Сибирские исторические исследования. 2020. № 4. С. 326-364. https://doi.org/10.17223/2312461X/30/15, https://elibrary.ru/yorxit
6. Есенова Т.С. Очерки по лингвокультуре калмыков. Элиста: Калм. гос. ун-т, 2012. 160 с. https://elibrary.ru/tuoted
7. Улинова И.Х. Значение культурных индустрий в сохранении этнического своеобразия калмыков // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 2 (39). С. 34-39. https://doi.org/10.30725/2619-0303-2019-2-34-39, https://elibrary.ru/wewztp
8. Салынова О.В. Языковая презентация рекламы (на материале рекламных текстов Калмыкии) // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 10-1. С. 88-92. https://elibrary.ru/uxkkht
9. Шараева Т.И., Айыжы Е.В. Чай в традиционной культуре калмыков и тувинцев // Новые исследования Тувы. 2019. № 4. С. 140-153. https://doi.org/10.25178/nit.2019.4.12, https://elibrary.ru/ekcetb
10. Церенова Ж.Н. Концепт «подарок» в калмыцкой лингвокультуре // Этнокультурные концепты в сознании современных россиян / науч. ред. Т.С. Есенова. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2010. С. 145-148. https://elibrary.ru/tuoqzp
Рецензия
Для цитирования:
Салынова О.В. Этнолингвистические особенности рекламных текстов Калмыкии на русском языке. Неофилология. 2023;9(2):274-283. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-274-283
For citation:
Salynova O.V. Ethnolinguistic features of advertising texts of Kalmykia in Russian language. Neophilology. 2023;9(2):274-283. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-274-283