Preview

Неофилология

Расширенный поиск
Том 9, № 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

РУССКИЙ ЯЗЫК. ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ

236-248 88
Аннотация

Исследование посвящено анализу истории появления учебных заведений с преподаванием на русском языке на территории современного Казахстана. Кратко прослежена история высших и средних учебных заведений, благодаря которым был внедрѐн и успешно функционирует русский язык в Казахстане. Первая прогимназия была открыта в городе Верном 7 сентября 1876 г. Во многих станицах, посѐлках, аулах были открыты начальные школы. После революции 1917 г. была образована Автономная Киргизская Социалистическая Советская Республика, в которой начала развиваться система образования.  В 1925 г. она была переименована в Казакскую АССР. В русском языке возникла нежелательная омонимия: одинаково назывались тюркский народ и этнографическая группа (субэтнос) русского народа. Для еѐ избегания казахский звук [қ] в слабой позиции конца слова был в русском языке отражѐн как [х]. В 1936 г. русское название народа и республики приобрели вид казахи, Казахская АССР. В казахском языке продолжали употребляться слова қазақтар, Қазақстан. В 1928 г. был создан Казахский государственный университет, через два года преобразованный в Казахский педагогический институт. Затем в столице Алма-Ате появился ещѐ ряд вузов. В 1934 г. состоялось открытие Казахского государственного университета. В 2007 г. президент Казахстана Н.А. Назарбаев предложил реализовать проект «Триединство языков», предусматривающий функционирование в стране трѐх языков: казахского, русского и английского. Казахский язык включѐн в него как государственный, русский как язык межнационального общения, а английский как язык интеграции в мировую экономику и мировое сообщество. В настоящее время русский язык продолжает использоваться в коммуникативном пространстве Казахстана, он сохраняет свою роль как язык международных организаций: СНГ, ШОС, ОДКБ. Сохраняется роль русского языка в различных сферах: образовательных учреждениях Казахстана, научной среде казахстанских учѐных, социальной и политической жизни. 

249-256 45
Аннотация

Исследование посвящено анализу целого комплекса факторов, обусловливающих формирование риторических свойств фольклорного слова как ключевого компонента традиционного фольклорного текста. Актуальность исследования видится в имеющемся несоответствии между устойчивым характером фольклорного слова как единицы традиционной культуры и его резонирующей силой, вызывающей эмоциональную отзывчивость аудитории и обеспечивающей риторический потенциал слова в народной культуре, что требует научного осмысления. В ходе исследования выявлены и обоснованы значимые факторы, влияющие на формирование риторических свойств традиционного слова. Отмечается, что фольклорное слово, как и любое слово в традиционной культуре, обладая высокой степенью обобщения и семантической целостности, порождает у реципиента особое эстетическое чувство, базирующееся на глубинном знании общей традиционной культуры. За счѐт содержательного динамизма фольклорное слово приобретает способность воздействовать на исполнителей и аудиторию, возбуждать в них чувства сопричастности к общему для данного языкового коллектива идеалу. В условиях устной формы бытования, существования традиционного слова в предметно-эстетизированной среде, непрерывности фольклорного творческого акта, особого характера коммуникации, базирующейся на синхронности процесса исполнения и восприятия текста, одновременности переживаний исполнителя и слушателя, обеспечивающих активность восприятия фольклорного произведения, при условии общности фольклорной традиции у исполнителя и реципиента традиционному фольклорному слову обеспечивается возрастание риторического потенциала и в конечном итоге – сохранение фольклорной традиции.

257-265 61
Аннотация

Проанализированы проблемы современной топономастической терминологии, отмечены сложности, вызванные различиями между терминологическими системами разных ономастических школ, а также интенсивностью и индивидуализацией современных топонимических исследований в России. Целью исследования является рассмотрение существующих на данный момент коллизий в области топономастической терминологии с возможной попыткой их разрешения. Выделены такие аспекты, как принадлежность топонимики к определѐнной научной парадигме, благозвучие, синонимия, новые термины, вопросы перевода. Предложены способы, которые могли бы позволить прийти к определѐнной унификации употребляемых терминов. Сделаны попытки введения новых терминологических единиц в области оттопонимических дериватов, а также типологии и классификации топонимов. Сделан вывод о необходимости обобщения топонимических исследований и подготовки словаря топономастической терминологии, включающего формы советского, российского и западного научного знания в топономастике. Практическая значимость работы заключается в акцентировании внимания специалистов на определѐнных аспектах функционирования современной топономастической терминосистемы и в возможности использования предложенных новых терминов. По мнению автора, создание современного словаря топономастической терминологии способствовало бы обобщению исследований и устранению ряда терминологических проблем. 

266-273 49
Аннотация

Рассмотрено место топонимического материала в профессиональной деятельности журналистов региональных средств массовой информации. К топонимической проблематике публикаций районных СМИ отнесены этимологические справки по действующему названию населѐнного пункта или по его первоначальным вариантам (если населѐнный пункт переименовывался), сведения об исчезнувших населѐнных пунктах, находившихся на территории района, современных и былых названий улиц и частей населѐнного пункта, о людях, в честь которых были названы населѐнные пункты, улицы, площади, переулки, скверы и т. д., местные топонимические легенды и предания. Цель исследования – на примере районных газет Воронежской области выявить лингвокраеведческие публикации, посвящѐнные существующим в настоящее время и исчезнувшим наименованиям географических объектов (населѐнных пунктов, улиц), разработать предложения по лингвокраеведческому просвещению журналистов районных СМИ. Сделан вывод, что журналисты районных газет в своих публикациях активно используют местный существующий и исчезнувший топонимический материал, который также может быть использован учѐнымиономатологами как серьѐзный источник для научных исследований. В заключение отмечено, что учѐные также могут оказать большую научно-методическую помощь журналистам в эффективном поиске новой топонимической информации для подготовки интересных и познавательных лингвокраеведческих публикаций.  

274-283 44
Аннотация

Исследование посвящено выявлению этнолингвистических особенностей и исследованию их функционирования в русскоязычных рекламных текстах и афишах Калмыкии. Рассмотрен вопрос происхождения этнонима «калмык», отмечено, что калмыцкий этнос имеет несколько этнонимов: калмык, хальмг, улан залата хальмг, исследовано функционирование отэтнонимных дериватов («Калмыкия», «калмыцкий», «калмык/калмычка») и этномаркированной лексики в рекламных текстах и афишах Калмыкии. Применены описательный и лингвокультурологический методы, приѐм количественных подсчѐтов. Выявлено частотное употребление этнотопонима «Калмыкия» и отэтнонимного прилагательного «калмыцкий», применение которых привлекает внимание адресата, вызывает доверие и побуждает его к приобретению товара или услуги. В рекламных текстах отмечается национальный колорит, выражающийся через лексические этномаркеры, описано их положительное воздействие на адресата. Обнаружены национально-прецедентные феномены, передающие ключевые концепты национальной культуры и национального сознания. Подчѐркивается прецедентный характер калмыцкого чая и его особое значение в калмыцкой лингвокультуре. Результаты исследования вносят некоторый вклад в изучение этнолингвокультурологии и могут быть использованы при подготовке и преподавании курсов «Этнолингвистика», «Лингвокультурология».

284-291 30
Аннотация

Показана роль, которую сыграла динамическая теория частей речи, созданная профессором В.Г. Руделѐвым, в исследованиях Тамбовской лингвистической школы. Рассмотрена частеречная теория, используемая в рамках Тамбовской лингвистической школы. Особое внимание уделено теоретико-информационному методу. Приведены примеры оппозиций и нейтрализаций в рамках частеречной теории. Проанализировано содержание научных трудов, в которых получила развитие данная теория. Сделан вывод о том, что динамическая теория частей речи позволила не только представить частеречную модель как систему, в которой устанавливалась иерархия каждого элемента, но и в дальнейшем повлекла за собой решение ряда принципиально важных проблем, которые было бы невозможно описать без применения новых подходов, например, в области поэтики или взаимодействия изобразительно-выразительных средств. Оппозитивный метод широко может использоваться в любой языковой области, например, при анализе художественных текстов, при изучении изобразительно-выразительных средств. 

292-300 45
Аннотация

Рассмотрена актуальная проблема взаимосвязи разных уровней языковой системы на материале отношений между фонологией и синтаксисом. Данные области занимали центральное место в исследованиях В.Г. Руделѐва. Проанализировано учение профессора В.Г. Руделѐва о предложении с позиций его фонологических взглядов. Объектом исследования послужило синтаксическое учение В.Г. Руделѐва, представленное его рассуждениями о предложении. В основе методики исследования материала лежит оппозитивный метод, позволяющий увидеть возможности его применения для объяснения универсального характера теоретико-информационного подхода к изучению разных областей лингвистических знаний. В качестве языкового механизма в описании отношений между разными типами предложений используется нейтрализация в еѐ фонологическом понимании. Применение фонологического механизма нейтрализации позволяет В.Г. Руделѐву выявить отношения между простыми и сложными предложениями. В системе сложных предложений он приходит к выводу о маркированности гипотаксиса по отношению к паратаксису. В системе простых предложений основное внимание уделяется анализу словесных и междометных предложений. Оппозитивный метод позволил В.Г. Руделѐву прийти к выводу о маркированности словесных предложений и, на основе нейтрализации, об их более высоком языковом ранге, «весе» в речевой деятельности человека. Автор статьи высказывает своѐ отношение к рассмотрению учения о предложении в аспекте фонологии. Рассмотренное учение В.Г. Руделѐва о предложении в аспекте его фонологических взглядов позволяет увидеть и осмыслить отношения в синтаксисе в динамическом плане. Наиболее наглядно это демонстрирует использование фонологического понятия нейтрализации в синтаксисе. Однако при этом необходимо учитывать специфику синтаксиса как области двусторонних синтаксических единиц.  

301-320 45
Аннотация

Рассмотрены актуальные проблемы организации и методики проведения судебных лингвистических экспертиз. Анализ проведен с учѐтом поставленных Правительством Российской Федерации задач совершенствования законодательства, регулирующего судебно-экспертную деятельность в России. Особое внимание уделено современной тенденции противопоставления государственных и негосударственных экспертов. Отмечено, что перераспределение нагрузки между государственными и негосударственными судебными экспертами в пользу первых влечѐт за собой увеличение затрат бюджетных средств на  материальное и организационное обеспечение деятельности государственных судебноэкспертных учреждений и увеличение сроков производства экспертных заключений. Высказано аргументированное мнение о недопустимости функционирования в судебной лингвистической экспертизе закрытых методик, недоступных для экспертов, специалистов и участников судебного процесса. Уделено также внимание имеющимся в экспертной практике методическим лакунам, которые необходимо заполнять экспертными приѐмами, основанными на научных верифицируемых лингвистических методах, а также обосновано положение о том, что закрытые методики препятствует верификации корректности применения экспертом того или иного методического положения. В заключение сформирован вывод о том, что публичность экспертных методических материалов делает их доступными для обсуждения в научном и экспертном сообществе, включающего в себя конструктивную критику, нацеленную на повышение уровня объективности экспертных лингвистических и психолого-лингвистических исследований. 

ЯЗЫКИ НАРОДОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ГЕРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ)

321-328 43
Аннотация

Исследование посвящено описанию социoисторических аспектов политического дискурса США на примере агитационных плакатов. Цель исследования – рассмотреть перспективность применения исторического подхода в дискурсивном анализе, в частности для обоснования актуальности изучения единиц политического дискурса в социоисторическом ракурсе. Выдвинута гипотеза об актуальности методов параметрического анализа, которые позволяют избежать субъективной или неверной интерпретации при анализе политических текстов, являющихся комплексным объектом лингвистического исследования.  С помощью методов параметрического анализа выявлены и описаны имплицитные и эксплицитные способы актуализации социоисторической перпективы в политическом тексте, которые могут принимать форму интертекстуальных и интердискурсивных средств. Анализ материала выявил трудности в интерпретации тех политических посланий, смысл которых обусловлен экстралингивистическим фактором. Рассмотрен мультимодальный аспект передачи информации, которая происходит через вербальный и невербальный информационные каналы. Доказана важность включения социоисторического параметра в лингвостилистический анализ политического дискурса, характеризующегося неразрывной связью с историческим моментом и социальными практикам, и подчёркнута роль фоновых знаний как неотъемлемого компонента профессиональной компетенции исследователя при интерпретации политических текстов.

329-337 57
Аннотация

Рассмотрены проблемы концептулизации гибких навыков в английском языке. Цель исследования – оценить важность раскрытия содержания концепта гибких навыков в современном мире, с одной стороны, а с другой – подчеркнуть важность включения данного концепта в педагогический дискурс с тем, чтобы сформировать и активизировать изучаемый концепт в сознании учащихся. Проведѐн анализ работ, описывающих сущность концепта как лингвокогнитивного явления и типологию концептов; приведены основные структурные характеристики исследуемого концепта в английском языке, выявленные на основе метода концептуально-дефиниционного анализа. Так, выделены следующие характеристики: виды гибких навыков, сфера применения гибких навыков, цель применения гибких навыков, результат применения гибких навыков, источник гибких навыков, форма выражения гибких навыков, уровень развития гибких навыков. К каждой характеристике приведены несколько субхарактеристик. Помимо вопроса концептуализации, также рассмотрена тема педагогического дискурса. Исследованы определения дискурса, предложенные разными учѐными. Важно отметить, что приведѐнные выше проблемы рассмотрены не параллельно, а именно с целью связать их в контексте педагогической деятельности. Сделан вывод о том, что результаты проведѐнного исследования могут быть применены педагогами в процессе концептуальной архитектуры сознания личности учащегося. 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

338-347 38
Аннотация

Сфокусирован вопрос аксиологической роли русской литературы в создании гуманитарного образа России. Заострено внимание на кажущейся несовместимости пацифистских воззрений и позиций безусловной необходимости защиты Родины в Отечественных войнах. Произведено сопоставление позиций Л. Толстого и Б. Окуджавы по данной проблематике в свете концепции синтетической теории П.Н. Сакулина, определяющей преемственность идей в культуре. Проанализированы диахронические различия в формировании образа русского народа как защитника своей земли ценой самопожертвования. Проблематизируется смысл понятия «народ» в разные периоды исторического времени и его преломление в меняющемся социальном контексте. В этой связи фиксируется духовный инвариант, сохраняющий свою роль в культуре от А.С. Пушкина до наших дней. С опорой на тексты стихотворений Б. Окуджавы обосновано решение противоречий между пацифизмом, неприятием войны и защитой отечества как модусом спасения «земли» от вселенского зла, которое не привязано к какой-то определѐнной нации. Установлено, что у Л. Толстого народ-защитник метафоризируется в образе пчелиного роя ‒ в динамическом качестве, а у  Б. Окуджавы та же идея предстаѐт в монолитно-фитоморфной форме древовидного «врастания» в землю. Доказано, что Россия изображается в своѐм соприродном праве, а естественное право на защиту места обитания от насильственного вторжения детерминирует гуманитарный образ России. Подчѐркнут всечеловеческий пафос отрицания агрессии в творчестве данных авторов. 

348-355 40
Аннотация

Поставленаактуальная проблема культурной памяти и еѐ современных интерпретаций в научном и художественном дискурсах. Целью исследования является анализ образов культурной памяти, трактуемых как поэтологический ресурс лирики В.Г. Руделѐва. Объектом исследования служит художественная структура лирики эпохи “post”. В основе методики исследования материала лежит комплексный подход, сочетающий в себе элементы культурно-исторического, сравнительно-исторического и поэтологического методов.  В ходе последовательного рассмотрения смыслового и поэтологического содержания репрезентативных лирических текстов В.Г. Руделѐва доказано, что характерная для лингвоэкологии постиндустриальной эпохи обращѐнность к артефактам прошлого в идиостиле конкретного автора не обязательно свидетельствует о мировоззренческой близости к постмодернизму. В случае с лирикой В.Г. Руделѐва, запечатлевшей свойства творческой личности поэта, учѐного и университетского профессора, апелляция к прецедентным феноменам гуманитарной культуры продиктована стремлением способствовать утверждению доверия к возможностям человека и тем самым противостоять идеологемам постмодерна. Практическая значимость и перспективы исследования состоят в возможности их использования для дальнейшей разработки научной концепции лингвоэкологии эпохи “post”, а также путѐм внедрения полученных результатов в образовательный процесс, для проведения семинаров по современной поэзии.

МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА

356-364 38
Аннотация

Ирония как нарративно-когнитивная стратегия, по сравнению с социально-этической аналитикой в СМИ или с развлекательным пафосом смеха в публицистике, реже привлекала внимание исследователей, хотя еѐ эвристический потенциал самоочевиден и отражѐн в трудах многих исследователей. Актуально изучение и экспликация взаимодействия и противоречий «когниции» и «гедонизма». Цель исследования: показать – на примерах преимущественно англоязычных текстов – специфику иронических подтекстов, создающих дополнительную повествовательную экспрессию, имеющую отношение к когнитивным стратегиям авторов, то есть к установке на расширение горизонтов познания в контексте современного развития теории массмедиа, коммуникологии и литературоведения. Метод исследования: когнитивно-контекстуальный, соединѐнный с историко-культурным анализом иронических дискурсов. Охарактеризована природа информационно-культурологи- ческого потенциала иронических дискурсов с учѐтом «постмодернистской чувствительности». Обоснована прагматическая целесообразность взаимодействия иронии и аналитики в конструировании эпистемологической парадигмы публицистических нарративов. Сделаны выводы о когнитивно-эвристическом значении комических элементов в публицистических текстах, пользе вторжения гедонистических ценностей в серьѐзные медийные дискурсы, конфликте интересов «юмористов» и «когнитивистов» в медийных нарративах и в науке о массовых коммуникациях. 

365-377 66
Аннотация

Рассмотрена проблема языковой репрезентации событий, которая состоит в несоответствии значения и содержания заголовка и основного текста публикации, вследствие которого и возникают метаморфозы сетевого медиаобраза. Исследование посвящено феномену функционально-семантической неконгруэнтности заголовка и текста, которая искажает медиаобразы событий, формирующих информационную повестку популярных новостных лент и сетевых СМИ в Интернете. Проанализирован ряд публикаций из различных популярных сетевых СМИ, отобранных по рейтинговым показателям. Основное внимание уделено новостным публикациям, в которых смыслы, заложенные в заголовке, противоречат смысловому содержанию основного текста. В результате комплексного контент-анализа многочисленных примеров выделяются и описываются существенные смысловые различия между заголовками и полными текстами СМИ, определяются основные лингвистические причины данных противоречий и семантических сдвигов, ведущих к функциональным потерям. Выявлены и обозначены языковые проблемы восприятия и воздействия подобных медиаобразов на массовую аудиторию. Особое внимание уделено тому факту, что подобные изменения могут привести к серьѐзным нарушениям информационной картины дня и исказить еѐ. Предложены способы определения степени неконгруэнтности. Опираясь на выявление функционально-семантической неконгруэнтности заголовка и основного текста новостного сообщения, предложены принципы определения уровня кликбейтности, коэффициент токсичности. На основе изучения новостных сообщений в сетевых СМИ установлено, что подобная функционально-семантическая неконгруэнтность языковой репрезентации событий оказывает существенное влияние на состояние лингвистической и информационной безопасности всего интернет-пространства и его пользователей. Результаты исследования могут быть использованы учѐными в области массовой коммуникации, массмедиа, журналистики, а также практическими специалистами в сфере креативных индустрий, к которым относится медиапроизводство. 

378-390 42
Аннотация

Рассмотрена специфика представления в периодических изданиях мотива экономических страхов, связанных с высказыванием журналистами опасений насчѐт роста цен, невыплаты зарплат и роста числа безработных. Цель исследования – проследить изменение частотности присутствия в текстах СМИ указанных страхов в разные периоды функционирования постсоветской экономики, специфику этих страхов, а также меру реакции периодических изданий на реальные экономические процессы, связанные с этими страхами. Опираясь на инструменты качественно-количественного контент-анализа и филологического анализа, автор сопоставляет экономические индикаторы соответствующего свойства (объѐм долгов по зарплате, уровень безработицы и инфляции) и меру информационной реакции на них на протяжении всего постсоветского периода существования современной российской журналистики, указывая на специфику присутствия каждого из заявленных экономических страхов в информационном дискурсе. Сделан вывод о несоответствии информационного отклика масштабу реальных экономических явлений, на большинстве интервалов выборки оказывающихся менее значимыми для финансовых и общественных процессов, чем они представлены в текстах СМИ.

391-404 74
Аннотация

В связи с недостаточной изученностью темы репрезентации детского церебрального паралича в медиапространстве проведѐн контент-анализ выборки видео, репрезентирующей ДЦП за последние пять лет. Исследование базируется на материалах текстов видео, отобранных с видеохостинга русскоязычного YouTube. Основное внимание уделено тематике, еѐ роли в построении концепции отобранных сюжетов, социальной и психологической проблематике данного заболевания, а также образу людей с ДЦП, который транслируется на медиаресурсе. Отмечено преобладание студийной съѐмки выпусков, что позволяет говорить о недостаточности демонстрирования бытовой стороны жизни людей с ДЦП. Помимо этого в видео наблюдается лишь перечисление социальных и психологических проблем, в то время как способы их решения не называются. Подчѐркнута ориентация на истории успеха участников с высоким уровнем социализации. Менее социализированные респонденты встречаются в выборке реже, а герои с интеллектуальными нарушениями, в отдельных случаях сопутствующими ДЦП, не демонстрируются вовсе.

405-415 47
Аннотация

Целью исследования является обоснование глубинной значимости архетипических интонационных возможностей в контексте воздействия на чувства массовой радийной аудитории и формирования общего эмоционального состояния в процессе освоения транслируемой информации. Рассмотрена роль интонирования на фоне развития теории эмоционального интеллекта, теории креативных индустрий и компьютерно-сетевых технологий. Выявлена значимость музыкальной природы интонирования с точки зрения реализации функций информирования и воздействия в устноречевой радиовещательной медиакоммуникации. Научная новизна исследования заключается в новом подходе к осмыслению интонации как речемузыкального средства воздействия на эмоционально ориентированное восприятие информации массовой аудиторией радиослушателей. Доказано значение интонирования устных информационных новостных текстов с точки зрения их эффективности в массмедийной радиовещательной коммуникации. 

416-426 46
Аннотация

Проанализированы стилистические особенности заголовков в текстах рекламного характера, размещаемых в официальных аккаунтах китайских университетов на интернет-платформе Weibo, в контексте представлений об эмоциональном интеллекте. Основным методом исследования является контент-анализ кейсов, собранных из аккаунтов десяти лучших китайских университетов, выбранных по итогам рейтинга влияния вузов в Weibo, объявленным ―Weiboкампус‖ в феврале 2023 г., в результате отбора по ключевому слову «Приѐм» рекламных заголовков текстов приѐмной тематики с июня 2022 г. до января 2023 г., и анализа языковых стилистических средств этих заголовков. На основе обобщения характеристик стилевых средств, используемых в заголовках вузовских рекламных текстов на новых медиаплатформах, выявлены их значимость и эффективный потенциал с точки зрения формирования эмоциональной привлекательности в сетевом медиапространстве. Результаты показывают, что сетевая коммуникация определяет значимость эмоционального модуса, реализуемого с помощью стилистических приѐмов, которые используются в заголовках вузовских рекламных текстов. Сделан вывод, что разговорная манера, интернетсленг, языковая игра, компоненты невербальной коммуникации, а также применение определѐнных синтаксических структур делают стиль заголовков непринуждѐнным и остроумным, а это в свою очередь способствует эмоциональному сближению с аудиторией, повышает качество коммуникации и в конечном итоге приводит к более качественному усвоению информации. 

427-434 74
Аннотация

Исследование посвящено актуальной проблематике и потенциалу применения событийного продвижения брендов в условиях конкурентных рынков. Идея продвижения брендов, товаров и услуг средствами специальных событий не нова. Данное направление неоднократно рассматривалось с разных позиций в русле различных философий маркетинга (атмосферного маркетинга, маркетинга впечатлений, эмоционального маркетинга, маркетинга вовлечения и др.). Рынок событийного маркетинга демонстрировал падение в 2020–2021 гг. на фоне пандемии коронавируса, которая, в свою очередь, задала тренд на развитие цифровых специальных событий, а позднее – гибридных. На повестке дня теоретиков и практиков стоят следующие проблематики: а) определение критериев оценки эффективности специальных событий; б) оценка перспективности цифровых и гибридных специальных событий; в) применение событийного маркетинга в контексте продвижения брендов организаций социально-культурной сферы, территориальных брендов; г) повышение вовлеченности аудитории специальных событий, в том числе средствами геймифицированных решений.  

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

435-443 39
Аннотация

Проанализированы владельческие знаки (экслибрисы) в книгах дворянских библиотек Центрально-Чернозѐмного региона в конце XVIII – начале XX века. Прослежена связь отечественных экслибрисов с историей библиофильства как части книжной культуры России, проанализирована методика создания экслибрисов. Цель исследования заключается во всестороннем рассмотрении отдельных изданий, находившихся во владельческих библиотеках Центрально-Чернозѐмного региона в конце XVIII – начале XX века как исторического и культурного источника. На основании анализа ряда изданий удалось раскрыть отражение личности их владельцев, точнее изучить их литературные вкусы и специфику отношения к литературе. Отмечено, что распространение образования и повышение доступности печатного слова в начале XVIII века стимулировали процессы распространения книжной продукции, а увеличение жанрового разнообразия и тиража выпускаемых произведений обусловили рост библиотечных собраний. Проанализирована динамика применения экслибриса, установлено, что к концу XVIII века влияние классической геральдической композиции в пространстве отечественного экслибриса начало уменьшаться. Охарактеризовано влияние распространения книгопечатания к середине XIX века на упрощение дизайна экслибриса и частичную замену его к концу столетия применением штемпелей.

444-451 66
Аннотация

Рассмотрены культурологические, социальные и исторические особенности зарождения и развития исследований звуковой и аудиальной культуры в 60–70 гг. XX века через обзор концепций, анализ искусства, звуковых и аудиальных технологий, которые повлияли на появление и становление современных звуковых исследований. Сделан акцент на тезаурусе области, дисциплинарных разграничениях, восприятии и интерпретации звука. Представлены семиотические и пространственные концепции рассуждения о звуке как знаке со своим означающим и означаемым в некой (не)слышимой среде. Проанализирован вклад основоположника звуковых исследований и акустической экологии исследователя Р.М. Шейфера в педагогические, философские и социокультурные области знаний. Р.М. Шейфер разработал научный концепт под названием «звуковой ландшафт», повлиявший на развитие большинства исследований звуковой культуры после 1970-х гг. Представленные в работе концепции интердисциплинарны и объединяют в себе множество направлений, где основой становится рассуждение о роли звука и слушания в социокультурном пространстве.  

452-458 74
Аннотация

Исследование посвящено осмыслению семантики паремий в произведениях известного киргизского писателя Чингиза Айтматова. Обосновано, что пословица – это особое высказывание, с помощью которого формируются стереотипные оценки и рекомендации относительно типичных жизненных ситуаций в языке, поскольку паремии выражают базовые ментальные установки этноязыкового сознания. В структуру паремиологических единиц включаются различные типы лексических единиц, либо выступающих в своѐм прямом значении, либо теряющих своѐ лексическое значение и употребляемых в переносном смысле, но в том и другом случае участвующих в формировании паремиологической картины мира как фрагменте общеязыковой национальной картины мира. Установлено, что национальная специфичность семантики паремий отражается в присутствии в их структуре номинаций культурных реалий, установок духовно-моральных ценностей и этических нормативных стереотипов. Доказано, что природа паремий с вторичной языковой функцией формирует паремиологический фонд языка, который является ценным объектом для лингвокультурологического исследования по двум причинам: во-первых, паремия как языковой знак способна к реализации функций и языка, и культуры; во-вторых, паремии являются неотъемлемой частью общеязыковой национальной картины мира. 

459-465 54
Аннотация

Рассмотрена повесть народного писателя Узбекистана Мурода Тагая «Сумерки, когда заржал конь» в аспекте оппозиции языковых признаков «конкретность – креативность». Установлено, что при осмыслении художественного произведения следует обращать внимание на мирообраз писателя, отражение его «национального духа», что художественная (писательская) языковая личность является особым типом языковой личности со специфической смысловой структурой национального сознания. Данный факт позволяет утверждать, что художественную картину мира как авторское преломление коллективного отражения мира в этнокультурном сознании, в частности узбекского языкового сообщества, отражает реализация маркированного оппозита «креативность». В рамках признака «образный характер знания» отражается эстетическое назначение языка. Обосновано, что языковая картина мира объективируется национальной номинативной лексикой, в то время как художественная картина мира писателя представлена ментальной образностью – единицами вторичной номинации, к числу которых относятся сравнения, метафоры, метонимия, эпитеты и другие элементы художественного сознания. Доказано, что особую значимость в художественном тексте приобретают именно те языковые знаки, в основе которых лежат ментальные этнические обобщения действительности – национальные образы и стереотипы, образующие своеобразную сферу существования узбекской ментальности и национальной культуры. 

ПЕРСОНАЛИИ

466-472 33
Аннотация

В жанре научного эссе предложены воспоминания из истории факультета иностранных языков Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (впоследствии факультет иностранных языков и регионоведения (ФИЯР)) и инноваций в сфере преподавания иностранных языков. Описан коренной переворот в области изучения и преподавания иностранных языков, или иноязычного образования в постсоветской России, потребовавший разработки совершенно новой программы преподавания иностранных языков, отвечающей новым общественным требованиям и задачам, и особого внимания к языковой подготовке не-филологов. Представлена информация о предмете «Мир изучаемого языка», который был первым шагом к введению и развитию учебной дисциплины «Межкультурная коммуникация», до сих пор занимающей своѐ место в учебном плане факультета, уникальных учебных курсах: «Англия и англичане», «Италия и итальянцы», «Россия и русские». Изложены сведения о появлении новой специальности в России «Лингвистика и межкультурная коммуникация» и первом учебнике «Язык и межкультурная коммуникация», неоднократно переиздававшемуся и изданном на грузинском и казахском языках. Обосновано, что появление специализации «Регионоведение России» позволило снова Московскому государственному университету имени М.В. Ломоносова выполнять роль флагмана Российского образования.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)