Репрезентация детского церебрального паралича в русскоязычном сегменте видеохостинга YouTube
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-391-404
Аннотация
В связи с недостаточной изученностью темы репрезентации детского церебрального паралича в медиапространстве проведѐн контент-анализ выборки видео, репрезентирующей ДЦП за последние пять лет. Исследование базируется на материалах текстов видео, отобранных с видеохостинга русскоязычного YouTube. Основное внимание уделено тематике, еѐ роли в построении концепции отобранных сюжетов, социальной и психологической проблематике данного заболевания, а также образу людей с ДЦП, который транслируется на медиаресурсе. Отмечено преобладание студийной съѐмки выпусков, что позволяет говорить о недостаточности демонстрирования бытовой стороны жизни людей с ДЦП. Помимо этого в видео наблюдается лишь перечисление социальных и психологических проблем, в то время как способы их решения не называются. Подчѐркнута ориентация на истории успеха участников с высоким уровнем социализации. Менее социализированные респонденты встречаются в выборке реже, а герои с интеллектуальными нарушениями, в отдельных случаях сопутствующими ДЦП, не демонстрируются вовсе.
Об авторах
Н. А. АргыловРоссия
Аргылов Никита Антонович, кандидат политических наук, руководитель департамента медиа
190121, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16
А. А. Полякова
Россия
Полякова Александра Андреевна, цифровой ассистент, факультет гуманитарных наук
109028, г. Москва, Покровский бульвар, 11
Список литературы
1. Чернявская Е.А. Становление российского YouTube и его место в системе ценностей молодѐжи // Мир науки и искусства: cб. ст. по материалам Регион. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, учащихся и молодых учѐных. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2022. С. 221-228. https://elibrary.ru/otduuf
2. Грунт Е.В. Видеохостинг YouTube как средство формирования общественного мнения российской молодежи // Koinon. 2022. Т. 3. № 1. 2022. С. 45-57. https://doi.org/10.15826/koinon.2022.03.1.004, https://elibrary.ru/egdszr
3. Дадаева Т.М., Сновальникова У.А. Отражение социальных проблем в новых медиа (на примере видеоблога YouTube-канала TrashSmash) // Огарѐв-Online. 2019. № 9 (130). С. 7. https://elibrary.ru/byzmrx
4. Лемиш В.В., Тупицына Н.С. К вопросу о контент-анализе видеоматериалов YouTube-канала для изучения ресурсов семьи ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья // Развитие человека в современном мире. 2021. № 2. С. 98-107. https://elibrary.ru/zarrsk
5. Нихаева Я.М. Специфика распространения и структура взаимодействия видеоконтента о подростковой жѐсткости на видеохостинге YouTube // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 7 (51). С. 35-39. https://doi.org/10.24158/spp.2018.7.5, https://elibrary.ru/xufdzj
6. Симанина С.М. Формирование коммуникативной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья средствами видеоблогинга // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Междунар. электрон. науч.-практ. конф. Казань: Казанский гос. ун-т культуры и искусств, 2020. С. 587-592. https://elibrary.ru/ugvcgf
7. Фомина П.А., Смирнова М.Н. Блогинг как новое пространство для профессиональной самореализации инвалидов и лиц с ОВЗ // Профессиональная ориентация людей с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы организаций, результаты, перспективы: материалы Межрег. науч.-практ. конф. / отв. ред. О.Г. Степанов. Хабаровск: Тихоокеан. гос. ун-т, 2022. С. 106-113. https://elibrary.ru/bqstwa
8. Вербилович О.Е. «Запрещѐнный приѐм»: инвалидность и публичный скандал в традиционных и интернет-медиа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 1 (143). С. 253-266. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.1.13, https://elibrary.ru/yqucqo
9. Коржук С.В. (Не) доступная городская среда: реакции пользователей YouTube на условия передвижения людей с инвалидностью // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6 (166). С. 584-609. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.1956, https://elibrary.ru/haqeny
10. Ярская-Смирнова В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р., Зайцев Д.В., Божок Н.С., Григорьева С.А., Корогодова Н.П., Чернецкая А.А. и др. Социальный урбанизм: темпоральный контекст доступности (на примере российских городов). М.: Вариант, 2020. 378 с. https://elibrary.ru/touogt
11. Богданович Г.Н. Особенности социализации людей с диагнозом «детский церебральный паралич» // Учитель Алтая. 2020. № 3 (4). С. 77-88. https://elibrary.ru/kbsfyq
12. Василенко И.В. Ребѐнок-инвалид в семье: динамика отношений и зоны напряжений // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Т. 11. № 3. С. 83-95. https://doi.org/10.17748/2075-9908-201911-3-83-95, https://elibrary.ru/pytkcm
13. Абросимова Л.С., Богданова М.А. Нетипичная телесность: трансформации в восприятии тела инвалида // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2019. Т. 4. № 1. С. 95-104. https://doi.org/10.23683/2415-8852-2019-1-95-104, https://elibrary.ru/gthohi
14. Бабанова Е.М. Особенности профессионально-ориентированной социализации обучающихся с инвалидностью // Наука России: Цели и задачи: cб. науч. тр. по материалам 15 Mеждунар. науч. конф. Екатеринбург: Изд-во НИЦ «Л-Журнал», 2019. С. 80-83. https://doi.org/10.18411/sr-10-06-2019-49, https://elibrary.ru/aldoxv
15. Кочеткова Т.Н., Кириченко А.А. Аспекты проблемы социализации людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Современные тенденции и технологии развития потенциала регионов: сб. материалов Нац. науч.-практ. конф. СПб.: Центр науч.-информ. технологий Астерион, 2022. С. 53-57. https://elibrary.ru/sweubg
16. Курникова М.В. Здоровье ребѐнка как фактор влияния на социальное самочувствие членов семьи // Социальные контексты здоровья. Н. Новгород: ООО «Науч.-исслед. социол. центр», 2020. С. 187-206. https://elibrary.ru/lnhfjr
17. Мельник Ю.В. Инклюзивное образование в контексте социализации детей с инвалидностью // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. № 1. С. 83-90. https://elibrary.ru/nxswhb
18. Андреева Ю.В. Дидактика оптимизма // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21. № 2. С. 357-365. https://elibrary.ru/ywzowz
19. Шумкова А.А. Оптимизм в структуре пятифакторной модели черт личности // В.С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2015. С. 39-41. https://elibrary.ru/uuzyzp
20. Богомолова Е.А. Гиперопека: причины возникновения и последствия для ребѐнка // Педагогический форум: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Изд-во МЦНС Наука и Просвещение, 2020. С. 21-23. https://elibrary.ru/wjqqoe
21. Волкова М.А., Петрова С.С. Проблема гиперопеки в семье // Вопросы педагогики. 2020. С. 79-82. https://elibrary.ru/othooi
22. Щербакова Е.Г., Семѐнова Н.С. Формирование личности ребѐнка в семье // Векторы психологии: психолого-педагогическая безопасность личности в современной образовательной среде: сб. материалов 3 Междунар. заочной науч.-практ. конф. / гл. ред. Т.Г. Шатюк. Гомель: Гомел. гос. ун-т им. Франциска Скорины, 2021. С. 174-176. https://elibrary.ru/npogai
23. Даутова Е.В., Байков И.Е. Взаимосвязь особенностей семейного воспитания и интернет-аддикции у подростков // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2020. № 1. С. 33-39. https://elibrary.ru/jtnxoh
24. Смолярчук И.В. Влияние нарушенных детско-родительских отношений на проявления тревожности // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 4 (38). С. 69-72. https://elibrary.ru/jocqtm
25. Стеглик Е.В. Эмоциональное отвержение ребѐнка родителями как фактор, влияющий на психическое здоровье детей в младшем школьном возрасте // Modern Science. 2021. № 11-3. С. 362-367. https://elibrary.ru/smncyt
26. Джелилова С.И. Педагогическая и психологическая поддержка со стороны педагога-психолога, родителей и учителей при формировании характера подростков // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения: сб. материалов 3 Междунар. науч.-практ. конф. М.: ООО “Парнас”, 2020. С. 338-342. https://elibrary.ru/fvjxnx
27. Корнеева Т.П., Тарасенко Е.П. Психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ // Форум. 2018. № 1 (13). С. 9-15. https://elibrary.ru/qoxtit
28. Урусова А.М. Проблема поддержки родителями подростков в семье // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 478-481. https://elibrary.ru/noabno
29. Колобаева О.А., Дормидонтов Р.А. Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональную сферу младших школьников // Вопросы педагогики. 2022. № 11-1. С. 56-60. https://elibrary.ru/ohzryb
30. Рынзина А.Г. Влияние стилей семейного воспитания на толерантность личности в юношеском возрасте // Заметки учѐного. 2019. № 2 (36). С. 120-125. https://elibrary.ru/ydxdax
31. Хлестов Е.В. Психологические условия формирования жизнестойкости подростков в процессе семейного воспитания // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5. № 4. С. 93-105. https://doi.org/10.17748/2686-9969-2022-5-4-93-105, https://elibrary.ru/ekngrp
32. Митина Л.М., Митин Г.В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 3. С. 90-100. https://doi.org/10.17759/pse.2020250308, https://elibrary.ru/eccmub
33. Simeon D., Abugel J. Feeling unreal: Depersonalization disorder and the loss of the self. N. Y.: Oxford University Press, 2006. 233 p. URL: https://silo.pub/qdownload/feeling-unreal-depersonalization-disorder-andthe-loss-of-the-self.html
34. Bleuler E. Dementia praecox, oder Gruppe der Schizophrenien. Leipzig, Wien: Deuticke, 1911. 421 S. URL: https://archive.org/details/b21296157/page/n11/mode/2up
35. Личко А.Е. Физические особенности. Акселерация и инфантилизм // Подростковая психиатрия. М.: Медицина, 1985. 416 с. URL: https://www.studmed.ru/lichko-ae-podrostkovaya-psihiatriya_d1ead1096cc.html
36. Thompson, Suzanne C. Illusions of Control: How We Overestimate Our Personal Influence. Current Directions in Psychological Science. 1999. Vol. 8. Issue 6. P. 187-190. https://doi.org/10.1111/1467-8721.00044
37. Новицкая А.Л., Курыло О.В. Причины возникновения комплекса неполноценности // Молодѐжный аграрный форум-2018: Т. 3: материалы Междунар. студ. науч. конф. Белгород: Белгород. гос. аграрный ун-т им. В.Я. Горина, 2018. 72 с. https://elibrary.ru/ywikvl
38. Dos Santos A.N. International classification of functioning, disability and health in children with cerebral palsy // Disability and rehabilitation. 2012. Vol. 34. Issue. 12. P. 1053-1058. https://doi.org/10.3109/ 09638288.2011.631678
39. Erikson E. Childhood and Society. N. Y.: Norton Publ., 1963. 445 p. Available at: https://archive.org/details/childhoodsociety1963erik_q3n8
Рецензия
Для цитирования:
Аргылов Н.А., Полякова А.А. Репрезентация детского церебрального паралича в русскоязычном сегменте видеохостинга YouTube. Неофилология. 2023;9(2):391-404. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-391-404
For citation:
Argylov N.A., Polyakova A.A. Representation of cerebral palsy in the Russian-language segment of YouTube video hosting. Neophilology. 2023;9(2):391-404. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-391-404