Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Репрезентация детского церебрального паралича в русскоязычном сегменте видеохостинга YouTube

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-391-404

Аннотация

В связи с недостаточной изученностью темы репрезентации детского церебрального паралича в медиапространстве проведѐн контент-анализ выборки видео, репрезентирующей ДЦП за последние пять лет. Исследование базируется на материалах текстов видео, отобранных с видеохостинга русскоязычного YouTube. Основное внимание уделено тематике, еѐ роли в построении концепции отобранных сюжетов, социальной и психологической проблематике данного заболевания, а также образу людей с ДЦП, который транслируется на медиаресурсе. Отмечено преобладание студийной съѐмки выпусков, что позволяет говорить о недостаточности демонстрирования бытовой стороны жизни людей с ДЦП. Помимо этого в видео наблюдается лишь перечисление социальных и психологических проблем, в то время как способы их решения не называются. Подчѐркнута ориентация на истории успеха участников с высоким уровнем социализации. Менее социализированные респонденты встречаются в выборке реже, а герои с интеллектуальными нарушениями, в отдельных случаях сопутствующими ДЦП, не демонстрируются вовсе.

Об авторах

Н. А. Аргылов
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Аргылов Никита Антонович, кандидат политических наук, руководитель департамента медиа

190121,  г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16



А. А. Полякова
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Полякова Александра Андреевна, цифровой ассистент, факультет гуманитарных наук

109028, г. Москва, Покровский бульвар, 11 



Список литературы

1. Чернявская Е.А. Становление российского YouTube и его место в системе ценностей молодѐжи // Мир науки и искусства: cб. ст. по материалам Регион. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, учащихся и молодых учѐных. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2022. С. 221-228. https://elibrary.ru/otduuf

2. Грунт Е.В. Видеохостинг YouTube как средство формирования общественного мнения российской молодежи // Koinon. 2022. Т. 3. № 1. 2022. С. 45-57. https://doi.org/10.15826/koinon.2022.03.1.004, https://elibrary.ru/egdszr

3. Дадаева Т.М., Сновальникова У.А. Отражение социальных проблем в новых медиа (на примере видеоблога YouTube-канала TrashSmash) // Огарѐв-Online. 2019. № 9 (130). С. 7. https://elibrary.ru/byzmrx

4. Лемиш В.В., Тупицына Н.С. К вопросу о контент-анализе видеоматериалов YouTube-канала для изучения ресурсов семьи ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья // Развитие человека в современном мире. 2021. № 2. С. 98-107. https://elibrary.ru/zarrsk

5. Нихаева Я.М. Специфика распространения и структура взаимодействия видеоконтента о подростковой жѐсткости на видеохостинге YouTube // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 7 (51). С. 35-39. https://doi.org/10.24158/spp.2018.7.5, https://elibrary.ru/xufdzj

6. Симанина С.М. Формирование коммуникативной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья средствами видеоблогинга // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Междунар. электрон. науч.-практ. конф. Казань: Казанский гос. ун-т культуры и искусств, 2020. С. 587-592. https://elibrary.ru/ugvcgf

7. Фомина П.А., Смирнова М.Н. Блогинг как новое пространство для профессиональной самореализации инвалидов и лиц с ОВЗ // Профессиональная ориентация людей с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы организаций, результаты, перспективы: материалы Межрег. науч.-практ. конф. / отв. ред. О.Г. Степанов. Хабаровск: Тихоокеан. гос. ун-т, 2022. С. 106-113. https://elibrary.ru/bqstwa

8. Вербилович О.Е. «Запрещѐнный приѐм»: инвалидность и публичный скандал в традиционных и интернет-медиа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 1 (143). С. 253-266. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.1.13, https://elibrary.ru/yqucqo

9. Коржук С.В. (Не) доступная городская среда: реакции пользователей YouTube на условия передвижения людей с инвалидностью // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6 (166). С. 584-609. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.1956, https://elibrary.ru/haqeny

10. Ярская-Смирнова В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р., Зайцев Д.В., Божок Н.С., Григорьева С.А., Корогодова Н.П., Чернецкая А.А. и др. Социальный урбанизм: темпоральный контекст доступности (на примере российских городов). М.: Вариант, 2020. 378 с. https://elibrary.ru/touogt

11. Богданович Г.Н. Особенности социализации людей с диагнозом «детский церебральный паралич» // Учитель Алтая. 2020. № 3 (4). С. 77-88. https://elibrary.ru/kbsfyq

12. Василенко И.В. Ребѐнок-инвалид в семье: динамика отношений и зоны напряжений // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Т. 11. № 3. С. 83-95. https://doi.org/10.17748/2075-9908-201911-3-83-95, https://elibrary.ru/pytkcm

13. Абросимова Л.С., Богданова М.А. Нетипичная телесность: трансформации в восприятии тела инвалида // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2019. Т. 4. № 1. С. 95-104. https://doi.org/10.23683/2415-8852-2019-1-95-104, https://elibrary.ru/gthohi

14. Бабанова Е.М. Особенности профессионально-ориентированной социализации обучающихся с инвалидностью // Наука России: Цели и задачи: cб. науч. тр. по материалам 15 Mеждунар. науч. конф. Екатеринбург: Изд-во НИЦ «Л-Журнал», 2019. С. 80-83. https://doi.org/10.18411/sr-10-06-2019-49, https://elibrary.ru/aldoxv

15. Кочеткова Т.Н., Кириченко А.А. Аспекты проблемы социализации людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Современные тенденции и технологии развития потенциала регионов: сб. материалов Нац. науч.-практ. конф. СПб.: Центр науч.-информ. технологий Астерион, 2022. С. 53-57. https://elibrary.ru/sweubg

16. Курникова М.В. Здоровье ребѐнка как фактор влияния на социальное самочувствие членов семьи // Социальные контексты здоровья. Н. Новгород: ООО «Науч.-исслед. социол. центр», 2020. С. 187-206. https://elibrary.ru/lnhfjr

17. Мельник Ю.В. Инклюзивное образование в контексте социализации детей с инвалидностью // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. № 1. С. 83-90. https://elibrary.ru/nxswhb

18. Андреева Ю.В. Дидактика оптимизма // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21. № 2. С. 357-365. https://elibrary.ru/ywzowz

19. Шумкова А.А. Оптимизм в структуре пятифакторной модели черт личности // В.С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2015. С. 39-41. https://elibrary.ru/uuzyzp

20. Богомолова Е.А. Гиперопека: причины возникновения и последствия для ребѐнка // Педагогический форум: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Изд-во МЦНС Наука и Просвещение, 2020. С. 21-23. https://elibrary.ru/wjqqoe

21. Волкова М.А., Петрова С.С. Проблема гиперопеки в семье // Вопросы педагогики. 2020. С. 79-82. https://elibrary.ru/othooi

22. Щербакова Е.Г., Семѐнова Н.С. Формирование личности ребѐнка в семье // Векторы психологии: психолого-педагогическая безопасность личности в современной образовательной среде: сб. материалов 3 Междунар. заочной науч.-практ. конф. / гл. ред. Т.Г. Шатюк. Гомель: Гомел. гос. ун-т им. Франциска Скорины, 2021. С. 174-176. https://elibrary.ru/npogai

23. Даутова Е.В., Байков И.Е. Взаимосвязь особенностей семейного воспитания и интернет-аддикции у подростков // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2020. № 1. С. 33-39. https://elibrary.ru/jtnxoh

24. Смолярчук И.В. Влияние нарушенных детско-родительских отношений на проявления тревожности // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 4 (38). С. 69-72. https://elibrary.ru/jocqtm

25. Стеглик Е.В. Эмоциональное отвержение ребѐнка родителями как фактор, влияющий на психическое здоровье детей в младшем школьном возрасте // Modern Science. 2021. № 11-3. С. 362-367. https://elibrary.ru/smncyt

26. Джелилова С.И. Педагогическая и психологическая поддержка со стороны педагога-психолога, родителей и учителей при формировании характера подростков // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения: сб. материалов 3 Междунар. науч.-практ. конф. М.: ООО “Парнас”, 2020. С. 338-342. https://elibrary.ru/fvjxnx

27. Корнеева Т.П., Тарасенко Е.П. Психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ // Форум. 2018. № 1 (13). С. 9-15. https://elibrary.ru/qoxtit

28. Урусова А.М. Проблема поддержки родителями подростков в семье // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 478-481. https://elibrary.ru/noabno

29. Колобаева О.А., Дормидонтов Р.А. Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональную сферу младших школьников // Вопросы педагогики. 2022. № 11-1. С. 56-60. https://elibrary.ru/ohzryb

30. Рынзина А.Г. Влияние стилей семейного воспитания на толерантность личности в юношеском возрасте // Заметки учѐного. 2019. № 2 (36). С. 120-125. https://elibrary.ru/ydxdax

31. Хлестов Е.В. Психологические условия формирования жизнестойкости подростков в процессе семейного воспитания // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5. № 4. С. 93-105. https://doi.org/10.17748/2686-9969-2022-5-4-93-105, https://elibrary.ru/ekngrp

32. Митина Л.М., Митин Г.В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 3. С. 90-100. https://doi.org/10.17759/pse.2020250308, https://elibrary.ru/eccmub

33. Simeon D., Abugel J. Feeling unreal: Depersonalization disorder and the loss of the self. N. Y.: Oxford University Press, 2006. 233 p. URL: https://silo.pub/qdownload/feeling-unreal-depersonalization-disorder-andthe-loss-of-the-self.html

34. Bleuler E. Dementia praecox, oder Gruppe der Schizophrenien. Leipzig, Wien: Deuticke, 1911. 421 S. URL: https://archive.org/details/b21296157/page/n11/mode/2up

35. Личко А.Е. Физические особенности. Акселерация и инфантилизм // Подростковая психиатрия. М.: Медицина, 1985. 416 с. URL: https://www.studmed.ru/lichko-ae-podrostkovaya-psihiatriya_d1ead1096cc.html

36. Thompson, Suzanne C. Illusions of Control: How We Overestimate Our Personal Influence. Current Directions in Psychological Science. 1999. Vol. 8. Issue 6. P. 187-190. https://doi.org/10.1111/1467-8721.00044

37. Новицкая А.Л., Курыло О.В. Причины возникновения комплекса неполноценности // Молодѐжный аграрный форум-2018: Т. 3: материалы Междунар. студ. науч. конф. Белгород: Белгород. гос. аграрный ун-т им. В.Я. Горина, 2018. 72 с. https://elibrary.ru/ywikvl

38. Dos Santos A.N. International classification of functioning, disability and health in children with cerebral palsy // Disability and rehabilitation. 2012. Vol. 34. Issue. 12. P. 1053-1058. https://doi.org/10.3109/ 09638288.2011.631678

39. Erikson E. Childhood and Society. N. Y.: Norton Publ., 1963. 445 p. Available at: https://archive.org/details/childhoodsociety1963erik_q3n8


Рецензия

Для цитирования:


Аргылов Н.А., Полякова А.А. Репрезентация детского церебрального паралича в русскоязычном сегменте видеохостинга YouTube. Неофилология. 2023;9(2):391-404. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-391-404

For citation:


Argylov N.A., Polyakova A.A. Representation of cerebral palsy in the Russian-language segment of YouTube video hosting. Neophilology. 2023;9(2):391-404. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-391-404

Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)