Ирония и юмор в публицистике как когнитивная стратегия (медийно-культурологические аспекты)
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-356-364
Аннотация
Ирония как нарративно-когнитивная стратегия, по сравнению с социально-этической аналитикой в СМИ или с развлекательным пафосом смеха в публицистике, реже привлекала внимание исследователей, хотя еѐ эвристический потенциал самоочевиден и отражѐн в трудах многих исследователей. Актуально изучение и экспликация взаимодействия и противоречий «когниции» и «гедонизма». Цель исследования: показать – на примерах преимущественно англоязычных текстов – специфику иронических подтекстов, создающих дополнительную повествовательную экспрессию, имеющую отношение к когнитивным стратегиям авторов, то есть к установке на расширение горизонтов познания в контексте современного развития теории массмедиа, коммуникологии и литературоведения. Метод исследования: когнитивно-контекстуальный, соединѐнный с историко-культурным анализом иронических дискурсов. Охарактеризована природа информационно-культурологи- ческого потенциала иронических дискурсов с учѐтом «постмодернистской чувствительности». Обоснована прагматическая целесообразность взаимодействия иронии и аналитики в конструировании эпистемологической парадигмы публицистических нарративов. Сделаны выводы о когнитивно-эвристическом значении комических элементов в публицистических текстах, пользе вторжения гедонистических ценностей в серьѐзные медийные дискурсы, конфликте интересов «юмористов» и «когнитивистов» в медийных нарративах и в науке о массовых коммуникациях.
Об авторе
В. В. ХорольскийРоссия
Хорольский Виктор Васильевич, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики и литературы
394006, г. Воронеж, Университетская пл., 1
Список литературы
1. Барнс Дж. Нечего бояться. М.: Эксмо, 2012. 384 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01005414867
2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.M., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. 476 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01001801969
3. Натхо О.И. Паремиологическая картина мира в английской лингвокультуре // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 3. С. 138-142. https://elibrary.ru/kzprql
4. Кройчик Л.Е. Смешное и грустное: этюды на темы русской комической литературы XIX–XX веков. Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2014. 364 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01007848428
5. Хорольский В.В. Зарубежная публицистика в эпоху Постмодерна. Проблемы анализа медийных дискурсов. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2019. 110 с. https://elibrary.ru/ydlgvn
6. Wilson D., Sperber D. Explaining Irony // Meaning and Relevance. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. P. 123-146. https://doi.org/10.1017/CBO9781139028370.008
7. Raskin V. Theоry of humour and practice of humour research: Editor’s notes and thoughts. Berlin; NewYork: Mouton de Gruyter, 2008. 351 р. https://doi.org/10.1515/9783110198492.1
8. Гойхман О.Я. Коммуникативистика в современном обществе // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. М., 2012. Т. 1. № 1. С. 4-8. https://elibrary.ru/qbmxur
9. Шилихина К.М. Ироническое выражение деонтической оценки в общественно политическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2013. № 1 (43). С. 121-127. https://elibrary.ru/pwnavx
10. Храмченко Д.С. Ирония как средство активизации синергийных процессов прагма-семантической самоорганизации английского делового дискурса // Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 1 (67). С. 175-180. https://elibrary.ru/oopeqv
Рецензия
Для цитирования:
Хорольский В.В. Ирония и юмор в публицистике как когнитивная стратегия (медийно-культурологические аспекты). Неофилология. 2023;9(2):356-364. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-356-364
For citation:
Khorolsky V.V. Irony and humor in journalism as a cognitive strategy (media and cultural aspects). Neophilology. 2023;9(2):356-364. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-356-364