Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Эксплуатация экономических страхов в публикациях российских СМИ: информационные сценарии

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-378-390

Аннотация

Рассмотрена специфика представления в периодических изданиях мотива экономических страхов, связанных с высказыванием журналистами опасений насчѐт роста цен, невыплаты зарплат и роста числа безработных. Цель исследования – проследить изменение частотности присутствия в текстах СМИ указанных страхов в разные периоды функционирования постсоветской экономики, специфику этих страхов, а также меру реакции периодических изданий на реальные экономические процессы, связанные с этими страхами. Опираясь на инструменты качественно-количественного контент-анализа и филологического анализа, автор сопоставляет экономические индикаторы соответствующего свойства (объѐм долгов по зарплате, уровень безработицы и инфляции) и меру информационной реакции на них на протяжении всего постсоветского периода существования современной российской журналистики, указывая на специфику присутствия каждого из заявленных экономических страхов в информационном дискурсе. Сделан вывод о несоответствии информационного отклика масштабу реальных экономических явлений, на большинстве интервалов выборки оказывающихся менее значимыми для финансовых и общественных процессов, чем они представлены в текстах СМИ.

Об авторе

Д. Э. Коноплёв
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
Россия

Коноплѐв Дмитрий Эдуардович, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры медиапроизводства факультета журналистики

454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129 



Список литературы

1. Смахтин Е.С. Вербализация эмоций страх и тревога в современной англоязычной финансовоэкономической публицистике // Политическая лингвистика. 2021. № 3 (87). С. 184-195. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_03_18, https://elibrary.ru/gyajkh

2. Пожарская Е.Л., Завьялова А.А., Овсянникова А.В. Экономические страхи и мотивация персонала в период экономической неопределенности // Горизонты экономики. 2020. № 4 (57). С. 21-25. https://elibrary.ru/zkjfxx

3. Баринов Д.Н. Тревоги и опасения россиян в условиях социально-экономического кризиса // Бюллетень науки и практики. 2018. № 4 (12). С. 541-552. https://doi.org/10.5281/zenodo.2278601, https://elibrary.ru/yrippn

4. Седова Н.Н. Массовые тревоги и личные страхи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 1 (95). С. 135-155. https://elibrary.ru/ncgqxt

5. Останин В.А., Плесовских Ю.Г., Рожков Ю.В. Триада «страх – опасность – риск» и экономическая безопасность предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2012. № 2 (25). С. 181-185. https://elibrary.ru/pdzxzd

6. Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. N. Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2011. 499 p. https://doi.org/10.1007/s00362-013-0533-y

7. Hoewe J. Toward a theory of media priming // Annals of the International Communication Association. 2020. Vol. 44. № 4. P. 312-321. https://doi.org/10.1080/23808985.2020.1815232

8. Ewoldsen D., Hoewe J., Grady S. A Cognitive processing framework for media interpretation // Journal of Media Psychology. 2022. Vol. 34. № 2. P. 65-76. https://doi.org/10.1027/1864-1105/a000326

9. Entman R. Framing bias: media in the distribution of power // Journal of Communication. 2007. Vol. 57. № 1. P. 163-173. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2006.00336.x

10. Ninan J., Mahalingam A., Clegg S. Power in news media: framing strategies and effects in infrastructure projects // International Journal of Project Management. 2022. Vol. 40. № 1. P. 28-39. https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2021.09.003

11. Nimark K., Pitschner S. News media and delegated information choice // Journal of Economic Theory. 2019. Vol. 181. P. 160-196. https://doi.org/10.1016/j.jet.2019.02.001

12. Druckman J. Using credible advice to overcome framing effects // The Journal of Law, Economics, and Organization. 2001. Vol. 17. № 1. P. 62-82. https://doi.org/10.1093/jleo/17.1.62


Рецензия

Для цитирования:


Коноплёв Д.Э. Эксплуатация экономических страхов в публикациях российских СМИ: информационные сценарии. Неофилология. 2023;9(2):378-390. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-378-390

For citation:


Konoplev D.E. Exploitation of economic fears in Russian media publications: informational scenarios. Neophilology. 2023;9(2):378-390. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-378-390

Просмотров: 42


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)