Узбекская ментальность в художественном произведении как источник национальной культуры
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-459-465
Аннотация
Рассмотрена повесть народного писателя Узбекистана Мурода Тагая «Сумерки, когда заржал конь» в аспекте оппозиции языковых признаков «конкретность – креативность». Установлено, что при осмыслении художественного произведения следует обращать внимание на мирообраз писателя, отражение его «национального духа», что художественная (писательская) языковая личность является особым типом языковой личности со специфической смысловой структурой национального сознания. Данный факт позволяет утверждать, что художественную картину мира как авторское преломление коллективного отражения мира в этнокультурном сознании, в частности узбекского языкового сообщества, отражает реализация маркированного оппозита «креативность». В рамках признака «образный характер знания» отражается эстетическое назначение языка. Обосновано, что языковая картина мира объективируется национальной номинативной лексикой, в то время как художественная картина мира писателя представлена ментальной образностью – единицами вторичной номинации, к числу которых относятся сравнения, метафоры, метонимия, эпитеты и другие элементы художественного сознания. Доказано, что особую значимость в художественном тексте приобретают именно те языковые знаки, в основе которых лежат ментальные этнические обобщения действительности – национальные образы и стереотипы, образующие своеобразную сферу существования узбекской ментальности и национальной культуры.
Об авторе
Ш. А. ИшниязоваУзбекистан
Ишниязова Шахноза Ашувровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы
140104, г. Самарканд, Университетский б-р, 15
Список литературы
1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. М., 2010. 264 с. URL: https://www.phan-tastike.com/ru/yazykovaya_lichnost/pdf/
2. Саяхмет С.С., Туманова А.Б. Тезаурус как составляющая категории «языковая личность» // Неофилология. 2020. Т. 6. № 23. С. 439-447. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-23-439-447, https://elibrary.ru/fboime
3. Мамонтов А.С., Богуславская В.В., Рафаэль Г.Т. Феномен сознания в аспекте теории и практики обучения иностранному языку как средству межкультурной коммуникации // Изучение и преподавание русского языка в разных лингвокультурных средах / под общ. ред. В.М. Шаклеина. М.: РУДН, 2019. С. 51-75. https://elibrary.ru/pvdsnx
4. Щербак А.С. Ономастическое сознание как когнитивно-языковая система // Когнитивные исследования языка. 2020. № 3 (42). С. 301-304. https://elibrary.ru/ffvvys
5. Щербак А.С., Атавуллаева С.Ж. Педагогическая грамматика русского языка в ономастическом и когнитивном аспектах // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 39-47. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-39-47, https://elibrary.ru/qexlag
6. Щербак А.С. Ментальные уровни в семантике топонима: Учкудук // Неофилология. 2022. Т. 8. № 4. С. 697-704. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-4-697-704, https://elibrary.ru/emxeqh
7. Wierzbicka A. The Case for Surface Case (Linguistica Extranea). Ann Arbor: Karoma, 1980. 182 р. URL: https://rusneb.ru/catalog/000201_000010_BJVVV157735/
8. Бобохонов М.Р. Психологические доминанты повести Тагая Мурада «Сумерки, когда заржал конь» // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 20 (235). Вып. 56. С. 35-37. https://elibrary.ru/owxyrt
9. Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1. 612 с. URL: https://djvu.online/file/xminZyTFc16Fh
10. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М.: Индрик, 2005. 1040 с. URL: https://studylib.ru/doc/6254301/vereshhagin-yazyk-i-kul._tura
Рецензия
Для цитирования:
Ишниязова Ш.А. Узбекская ментальность в художественном произведении как источник национальной культуры. Неофилология. 2023;9(2):459-465. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-459-465
For citation:
Ishniyazova S.A. Uzbek mentality in fictional work as a national culture source. Neophilology. 2023;9(2):459-465. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-459-465