Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Проблемы когнитивного дисбаланса в новостных сообщениях сетевых СМИ

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-365-377

Аннотация

Рассмотрена проблема языковой репрезентации событий, которая состоит в несоответствии значения и содержания заголовка и основного текста публикации, вследствие которого и возникают метаморфозы сетевого медиаобраза. Исследование посвящено феномену функционально-семантической неконгруэнтности заголовка и текста, которая искажает медиаобразы событий, формирующих информационную повестку популярных новостных лент и сетевых СМИ в Интернете. Проанализирован ряд публикаций из различных популярных сетевых СМИ, отобранных по рейтинговым показателям. Основное внимание уделено новостным публикациям, в которых смыслы, заложенные в заголовке, противоречат смысловому содержанию основного текста. В результате комплексного контент-анализа многочисленных примеров выделяются и описываются существенные смысловые различия между заголовками и полными текстами СМИ, определяются основные лингвистические причины данных противоречий и семантических сдвигов, ведущих к функциональным потерям. Выявлены и обозначены языковые проблемы восприятия и воздействия подобных медиаобразов на массовую аудиторию. Особое внимание уделено тому факту, что подобные изменения могут привести к серьѐзным нарушениям информационной картины дня и исказить еѐ. Предложены способы определения степени неконгруэнтности. Опираясь на выявление функционально-семантической неконгруэнтности заголовка и основного текста новостного сообщения, предложены принципы определения уровня кликбейтности, коэффициент токсичности. На основе изучения новостных сообщений в сетевых СМИ установлено, что подобная функционально-семантическая неконгруэнтность языковой репрезентации событий оказывает существенное влияние на состояние лингвистической и информационной безопасности всего интернет-пространства и его пользователей. Результаты исследования могут быть использованы учѐными в области массовой коммуникации, массмедиа, журналистики, а также практическими специалистами в сфере креативных индустрий, к которым относится медиапроизводство. 

Об авторах

Г. Н. Трофимова
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
Россия

Трофимова Галина Николаевна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры массовых коммуникаций филологического факультета

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 



Р. А. Савастенко
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
Россия

Савастенко Роман Андреевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций филологического факультета

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 



Список литературы

1. Алефиренко Н.Ф., Нуртазина М.Б., Сарбаева М.Б. Информационный повод как масс-медийная категория: аспекты репрезентации // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сб. ст. 3 Междунар. науч.-практ. конф. РУДН. М.: Изд-во РУДН, 2019. С. 47-54. https://elibrary.ru/nsnfvs

2. Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник ОГУ. 2013. № 11 (160). C. 91-94. https://elibrary.ru/rsxgrn

3. Драчѐва Ю.Н. Медиаобраз локальной устной речевой культуры: когнитивно-языковые механизмы: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Архангельск, 2019. 39 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/ rsl01010243184?page=1&rotate=0&theme=white

4. Алефиренко Н.Ф., Нуртазина М.Б., Сарбаева М.Б. Метаморфозы письменной речи в масс-медийном дискурсе // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сб. ст. 3 Междунар. науч.-практ. конф. РУДН. М.: Изд-во РУДН, 2019. C. 55-63. https://elibrary.ru/vnvzjo

5. Алефиренко Н.Ф., Нуртазина М.Б. Дискурсивное сознание как фактор формирования медиапространства // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сб. ст. 2 Междунар. науч.-практ. конф. М.: РУДН, 2018. С. 116-128. https://elibrary.ru/xngowt

6. Огилви Д. О рекламе. М.: Эксмо, 2003. 232 с. URL: https://leadzavod.com/wp-content/uploads/2016/10/Devid_Ogilvi_-_O_reklame.pdf

7. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. М.: Изд-во РАГС, 2002. 327 с. URL: https://www.phantastike.com/market/mark_territ/html/

8. Рожков И.Я., Кисмерѐшкин В.Г. Бренды и имидж: страна, регион, город, отрасль, предприятие, товары, услуги. М.: РИП-холдинг, 2006. 255 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002879419

9. Фѐдоров В.А. Россия как бренд. М.: Республика, 2005. 255 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002688151

10. Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2007. № 4. С. 122-127. https://elibrary.ru/icdakv

11. Марущак А.В. Политико-социальный образ России в американском медиапространстве // Журналистский ежегодник. 2012. № 1. С. 93-96. https://elibrary.ru/pjbapj

12. Хлопаева Н.А. Исследования медиапространства в процессе принятия управленческих решений // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2007. № 3. С. 106-118. https://elibrary.ru/ibgkpt

13. Великода Т.Н. Терминологизация общеупотребительной лексики: на материале английских геологических терминов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Н. Новгород, 2014. 19 с. URL: https://viewer.rsl.ru/rsl01005551712

14. Драчѐва Ю.Н. Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 2 (89). С. 134-146. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2019-2-89-13, https://elibrary.ru/xnotzx

15. Грабельников А.А. Особенности конвергентной журналистики // Вестник Университета Российской академии образования. 2013. № 3. С. 79-83. https://elibrary.ru/tjgihp

16. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиаречи. М.: Красанд, 2013. 288 с. URL: https://zadocs.ru/informatika/3234/index.html

17. Качкаева А.Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные? М.: ФОКУС-медиа, 2010. 200 c. URL: https://www.newsman.tsu.ru/wpcontent/uploads/2014/02/Журналистика-и-конвергенция.pdf

18. Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Измерение значения // Семиотика и искусствометрия / сост. и ред. Ю.М. Лотман, В.М. Петрова. М., 1972. C. 282-297. URL: https://www.phantastike.com/semiotics/semiotika_i_iskusstvometriya/pdf/

19. Osgood C.E. Focus on Meaning: Explorations in Semantic Space. Hague: Mouton Publishers, 1979. 243 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/264647628_Linguistics_Focus_on_Meaning_Volume_I_Explorations_in_Semantic_Space_Charles_E_Osgood

20. McCauley C. The nature of social influence in groupthink: compliance and internalization // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. № 2. P. 250-260. https://doi.org/10.1037/0022-3514.57.2.250

21. Kameda T., Sugimori S. Psychological entrapment in group decision making an assigned decision rule and a groupthink phenomenon // Journal of Personality and Social Psychology. 1993. Vol. 65. № 2. P. 282-293. https://doi.org/10.1037/0022-3514.65.2.282

22. Королѐва М.А. Исследование влияния телевизионной рекламы на детей младшего школьного возраста с помощью метода семантического дифференциала // Вестник АГПА. 2009. № 1. С. 32-35. https://elibrary.ru/pwpxrh

23. Воейкова А.А. Ценностные аспекты русских и американских рекламных текстов и их анализ методом семантического дифференциала // Вестник ЧГУ. 2009. № 35. С. 27-30. https://elibrary.ru/jxnpia

24. Никоненко Л.В. Психосемантический подход к исследованию доверия // Акмеология. 2011. № 2. С. 70-78. https://elibrary.ru/peykfl

25. Багдасарян В.Э. «Когнитивное оружие» как инструмент десуверенизации. URL: http://rusrand.ru/docconf/kognitivnoe-orujiekak-instrument-desuverenizacii (дата обращения: 15.12.2022).

26. Маклюэн Г.M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. М.: КАНОН-пресс-Ц, «Кучково поле», 2003. 464 с. URL: http://yanko.lib.ru/books/media/mcluhan-understanding_media.pdf

27. Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. N. Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2013. 499 p. URL: http://dspace.vnbrims.org:13000/jspui/bitstream/123456789/2224/1/Daniel-Kahneman-Thinking-Fast-andSlow-.pdf

28. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. М.: АСТ, 2020. 653 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/ record/01010422897

29. Пономарѐва Е.Г. Фальсификация истории Великой Отечественной войны – технология трансформации сознания // Обозреватель. 2016. № 5. С. 5-20. https://elibrary.ru/vwxqmz

30. Florida R. The Rise of the Creative Class, and How It’s Transforming Work, Leisure and Everyday Life. N. Y.: Basic Books, 2002. 421 p. URL: https://archive.org/details/riseofcreativecl00flor/page/n9/mode/2up


Рецензия

Для цитирования:


Трофимова Г.Н., Савастенко Р.А. Проблемы когнитивного дисбаланса в новостных сообщениях сетевых СМИ. Неофилология. 2023;9(2):365-377. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-365-377

For citation:


Trofimova G.N., Savastenko R.A. Cognitive imbalance problems in news reports of media reports. Neophilology. 2023;9(2):365-377. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-365-377

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)