Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Использование устойчивых сочетаний в речи современного школьника

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-21-21-26

EDN: OXDRNV

Аннотация

Рассмотрены вопросы устойчивых сочетаний, связанные с их употреблением, соотношением с системой фразеологизмов и мемов в речи современного школьника. Определена семантика, функция некоторых популярных речевых единиц, сформированных под влиянием интернет-коммуникации, что отражается на состоянии языковой культуры народа. Выявлены самые частотные мемы в устной речи школьников. Определены причины, по которым мемы в устной речи заменили фразеологизмы, став средством выразительности, что роется в постоянном использовании данных устойчивых сочетаний в сети Интернет. Установлено, что школьники, среди которых большинство – активные пользователи Сети, реагируют на повторяемость мемов, их яркость и актуальность для выражения эмоций. Кратковременность, постоянная обновляемость придают данным сочетаниям эффект новизны. Отмечено, что стремление к адекватности общения в школьном социуме, отсутствие ещё достаточного опыта речевого творчества образует собственную систему языкового выражения учащихся, а также формирует продуктивность употребления устойчивых сочетаний. Постоянное употребление устойчивых единиц нового типа вводит их в пределы личностных отношений, приобретает характер системы, поэтому отрицательно отражается не только на культуре речи коммуникантов.

Об авторах

Л. В. Милёшина
1ГБОУ Лицей № 64 Приморского района Санкт-Петербурга; ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Милёшина Лариса Валерьевна, учитель русского языка и литературы. ГБОУ лицей № 64 Приморского района Санкт-Петербурга; аспирант, кафедра русского языка. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

197082, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Богатырский пр-т, 61–2А; 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



С. В. Пискунова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Пискунова Светлана Владимировна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Ларин Б.А. Очерки по фразеологии. История русского языка и общее языкознание. М.: СтатИздат, 2016. 118 с.

2. Пискунова С.В. Тайны поэтической речи: грамматическая форма и семантика текста. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 408 с.

3. Мамаева С.В. Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5–7 классов: дис. ... канд. филол. наук. Самара: Самар. гос. ун-т, 2007. 202 с.

4. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. 318 с.

5. Кротова А. Интернет-мемы как объект лингвистических исследований // YouTube. 2018. 24 нояб. URL: https://www.youtube.com/watch?v=a0WIb_YFdcU (дата обращения: 15.06.2019).

6. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: Спец. лит., 1996. 192 с.

7. Броуди Р. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание. М.: Поколение, 2007. 304 с.

8. Гуторенко Л.С. Прецедентность в креолизованных текстах комического характера в современной интернет-коммуникации (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы тео-рии и практики. 2017. № 3-3. С. 82-85.

9. Ерёмин В.Л. Замена феномена «прецедентных текстов» феноменом «мем» в современной интернет-публицистике // φλσ: Философский клуб / Кафедра социальной философии, религиоведения и теоло-гии РГСУ. URL: http://filos-club.ru/journal/замена-феномена-прецедентных-текстов/ (дата обращения: 15.06.2019).

10. Кронгауз М.А., Литвин Е.А., Мерзлякова В.Н. и др. Словарь языка интернета.ru. М.: АСТ-Пресс, 2016. 287 с.

11. Шомова С. Мемы как они есть. М.: Аспект пресс, 2019. 136 с.


Рецензия

Для цитирования:


Милёшина Л.В., Пискунова С.В. Использование устойчивых сочетаний в речи современного школьника. Неофилология. 2020;6(21):21-26. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-21-21-26. EDN: OXDRNV

For citation:


Mileshina L.V., Piskunova S.V. Use of fixed combinations in the modern student’s speech. Neophilology. 2020;6(21):21-26. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-21-21-26. EDN: OXDRNV

Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)